Секрет 2. Линогравюры Александра Бочкина очень узнаваемы, благодаря их цветовой особенности: почти все они созданы «белым по чёрному».
Чёрное и белое не просто цвета, они получили в ткани произведений символическое значение. Чёрный фон – сама материя жизни, насыщенное «нечто», из которого рождаются объекты. А белое – свет, сияние, открывающее предметы, «проявляющее» их.
Первым в искусстве так относился к свету итальянец Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо, 1571–1610), у которого было множество последователей.
Одним из крупнейших французских караваджистов XVII века, мастером светотени, и был так ценимый А. Бочкиным Латур (Жорж Дюмени́ль де Лату́р, также Ла Тур или Ла-Тур, 1593–1652) – лотарингский живописец.
Его выхваченные светом ночные сцены поразительны. Композиция строга и геометрична.
Кажется, обе эти сильные стороны де Латура – светопись и выверенность композиции – старался усвоить и Александр Бочкин. Но если особенности композиции осознаются не сразу, то контрасты воспринимаются первыми. Темный фон линогравюр контрастирует со световыми «мазками», которые и рисуют образ.
Латур был гением светописи. Он единственный из всех последователей Караваджо развил его стиль. Де Латур, в отличие от самого Караваджо и многих караваджистов, часто использовал видимый источник света в своих картинах.
Ночные картины, где действие погружено в темноту, освещенную пламенем свечи, и объекты сияют отраженным светом, стали квинтэссенцией творчества Жоржа де Латура.
Умение показать предмет отраженным светом привлекает и в работах А. Бочкина.
Интересно, что пламя свечи Латур изображает сильным и спокойным, будто дающим время для тихой созерцательности.
Не эта ли сила «света созерцательности» стала такой притягательной для А. Бочкина? У него свет может литься из окна или в дверной проем.
Может быть, именно этой силой притягивает нас свет в линогравюрах Александра Бочкина.
О. Гагина
До 3 апреля включительно в Музейном центре «Палаты» работает выставка «Черно-белая жизнь» посвященная 75-летию со дня рождения замечательного мастера линогравюры Александра Николаевича Бочкина.