Выживающая деревня, несмотря ни на какие трудности…
Я выросла в селе, и все мое детство прошло либо в селе с родителями, либо в деревне с бабушкой и дедушкой. В город Чебоксары выезжали и на экскурсии, и в театр юного зрителя, и в драматический театр, и на концерты, где выступали вокально-инструментальные ансамбли, и, когда приезжал выездной цирк. Запомнились «Добрые молодцы», Виктор Салтыков и группа «Форум», Алла Пугачева и ВИА «Веселые ребята», Валентина Толкунова, т.е. сказать, что мы жили отдельно от города - нельзя. Да и в сельский дом культуры приезжали ансамбли, хотя зал был только на 300 мест. С благодарностью вспоминаю семейную пару учителей Бориса Григорьевича и Анну Павловну Кокоревых. Они были влюблены в свою профессию. Старались нам дать знаний как можно больше. Помимо уроков, не считаясь со своим временем, проводили кружки и вывозили нас на экскурсии. : то в Шоршелы в дом-музей А.Г. Николаева, то в Ульяновск (он от нас находится буквально в 2-3 часах езды на автобусе), то в Казань (можно было по прямой добраться на автобусе за 2-3 часа или на пригородном поезде из Канаша за 4 часа), то в Москву – в Кремль, на Ленинские Горки, в Звездный городок. Благодаря их и своим родителям я имела представление о жизни в городе.
Конечно, разницу между деревней и городом мы видели и знали. Мы с детства были приучены работать на полях, умели доить коров, встречать стадо, а по утрам (иногда и такое бывало), в 4 часа утра гнать корову в стадо, носить воду и дрова, растапливать печь, выносить золу и многое-многое другое приходилось делать. А вечерами собирались на лавочке у Морозовых и пели песни. Нас было много (на Центральной и Кубнинской улицах было 16 семей): в каждой семье было не менее 4-7 человек детей разного возраста. Меньше 25 человек нас и не собиралось. Мы шли всей улицей: и старшие, и младшие, и пели: «Шире улица раздайся, группа Кубнинская идет…».
Это раньше. А сейчас, когда все дома газифицированы, вода поступает в дом, улицы и дорогие хорошие, к сожалению, и в селе Комсомольское можно встретить пустые, заброшенные дома. Конечно, в любом случае, деревенский быт отличается от городского.
А что творится в деревне?! Конкретно беру деревню Степное Яниково Полевосундырского сельского поселения. Деревня вся газифицирована, условия для житья – городские. Только воздух не городской – живительный, чистый, что надышаться невозможно.
До деревни дороги хорошие, лучше многих улиц микрорайона Ольдеево городского округа г. Новочебоксарска. Несмотря на то, что находится на краю Новочебоксарска и в 15 км от г. Чебоксары и в 4 км от реки Волги, что имеется автошкола, ветеринарная станция, агрофирма «Ольдеевская» улицы в деревне напрочь разбиты. И такое творится уже не первый год.
Отлично доехали: сначала ехали по федеральной трассе, затем свернули на региональную, а через 10 минут – на асфальтовую дорогу, ведущую к поселению.
Расстояние 25 км доехали за 20 минут. Кстати, до любого поселения из с. Комсомольское, если нет своего автомобиля, можно доехать на общественном транспорте. Сердце разрывается, глядя на то, что из имеющихся 150 домов осталось, от силы, 30-50 домов с постоянными жителями. Улицы пустые, одиноко стоят крепкие дома. Как таковой разрухи, конечно, нет, некоторые приезжают на лето как дачники. Молодежь уехала в город на заработки, так как в деревне нет работы, да так там и осталась. Но в деревне есть магазин, сельский клуб в д. Нюргечи (одна деревня плавно перетекает в другую деревню).
В деревне приходится работать с утра до позднего вечера. Хорошо, что дом и у Лиды, и у сына Саши со всеми удобствами. Хозяйственные, бытовые вопросы не переведутся никогда. Но, помимо всего, сад, огород, полный двор скотины. У сына Саши 30 коров, 10 телят и за ними нужен постоянный уход. А у Лидии и Петра Ивановича Ивановых (возраст уже не юный) 3 коровы, 6 телят, множество овец с ягнятами, и кролики, и куры, и даже коза есть. Помогает и сестра Лиза, но и ей уже 74 года. Она просто взрослая, но остается ребенком. С любовью относится к животным и нас с внучатым племянником Сашей повела показывать немалое хозяйство.
И все это требует хозяйской руки. Жить в деревне и есть покупное мясо и яйца, вроде бы, нелогично. Но столько держать скотины – это не видеть покоя. Сын Саша с супругой Надеждой управляются сами, да и успевают помочь родителям и вспахать, и посеять траву на заброшенных участках и заготовить корма на зиму. Конечно, и остальные дети, да и внуки приезжают из города, чтобы помочь родителям.
Это разовая помощь, а скотина есть хочет всегда, да и убирать за ними приходится ежедневно. А Саша, кроме домашней хозяйственной работы, умудряется еще и уезжать в город на заработки. Тогда все ложится на плечи хрупкой Надежды. Но в семье Ивановых не принято ныть, что трудно, что нет работы. Они привыкли думать головой и трудиться и всего добиваться, поэтому и они, и их дети сыты и не бедные. Мои близкие так и говорят: «Если есть голова, есть руки, есть желание трудиться – все остальное будет».
Но работа работой, хочется и человеческого общения. Тем более мои родственники достаточно открытые и общительные люди, вот на это они сетуют. Хорошо еще, что на соседней улице живет сосед Павел Николаевич Иванов с супругой Маргаритой. Несмотря на то, что Павел Николаевич на пенсии, участвует в общественной жизни поселения, руководит тремя ансамблями в поселениях: Новое-Изамбаево - женским коллективом «Мерчен», Полевой Сундырь – женским коллективом, Нюргечи - мужским коллективом «Убойная сила», всегда среди людей, пишет песни, да и порыбачить успевает. У поселения шикарная плотина, которую, кстати, планировали нынче укрепить. А зимой с супругой вместе встают на лыжи и нарезают круги.
Вообщем, в деревне постоянно есть чем заняться. Точно, скучно никогда не бывает. Бездельникам здесь не место, бездельник просто не выживет.
Если кого заинтересовала моя статья и есть желание переехать в деревню, добро пожаловать!
Продолжение следует…