Найти тему

Из переписки Д. А. Голицына и Ф. Троншена, 1771 г.

📯 Вводная информация

Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803) был одним из самых знаменитых коллекционеров искусства своего времени.

С 1754 года состоял на службе в Коллегии иностранных дел. Свою дипломатическую службу он начал в Париже в 1760 г., а затем служил в Голландии. Одной из важных сторон его деятельности было укрепление культурных связей. Более того, он занимался отбором и приобретением произведений живописи для отправки в Петербург, что способствовало составлению картинной галереи Эрмитажа.

📜 Перейдем к сути

Так, ведя свою дипломатическую службу он не упускал возможности осуществить ценные приобретения и пристально следил за рынком искусства. В 1771 году Д. А. Голицын покупает ряд «первоклассных голландских картин» на аукционе известной галерее Браамкампа.

На эту тему как раз и вел он переписку с Франсуа Троншеном (1704-1798), известным коллекционером живописи, который поддерживал дружеские отношения с Вольтером, Дидро и многими художниками своего времени.

Через месяц после приобретения Ф. Троншен получает письмо от Д. А. Голицына:

«Все эти дни я был в полном отчаянии. Корабль, который вез картины Браамкампа, потерпел крушение и погиб у берегов Финляндии. Мне уже сообщили из Амстердама, что все погибло, но императрица успела вовремя послать людей на место аварии, которые все вытащили, как пишет мне из Петербурга Фальконе; он прибавляет даже, что надеется, что ничего не пострадало, так как вода не успела залить картины. Я не могу вам выразить удовлетворение, которое доставило мне известие, вам, знатоку и любителю, который должен понять мое чувство».

Но эта радость была преждевременной...

4 декабря 1771 года Ф. Троншен получает следующее письмо от Д. А. Голицына:

«Увы, я ввел вас в заблуждение, жертвой которого явился сам. Я узнал из верного источника, что корабль погрузился в воду через несколько часов после того, как он сел на камень, и с него не могли снять ни одной из моих картин. Я не в силах передать вам горе, которое я переживаю, вы это поймете. Вы никогда не угадаете причины всего этого несчастья, которая еще более увеличивает мои страдания… Это набожность. Да, набожность… Корабль понесло ветром к берегам Финляндии. Море было бурное, и капитан, не зная этих мест, вел корабль с лотом в руках; но когда настал час молитв, он все бросил, оставил корабль на попечение одного матроса, может быть даже юнги, и отправился орать свои песнопения с остальным экипажем. И в самый разгар этих песнопений корабль наскочил на каменистую отмель… Успели забрать только то, что было наверху и в каюте, и сесть в шлюпки. В ту же ночь поднялась свирепая буря и от моего корабля за сутки не осталось и следа. Я очень прошу вас передать эти подробности Дидро, которому я не успею, вероятно, сегодня написать, и заверить его, что я вполне утешен в моем горе, так как причина несчастья столь великолепна, что доставляет мне удовольствие. Но каждый раз, когда я буду отправлять картины, я буду очень тщательно выяснять предварительно, набожен ли капитан. Это еще новая предосторожность, которая не значилась в том списке мер, которые надлежит принимать в отношении капитанов, но с каждым днем учишься быть более мудрым».

Источник: Tronchin H. Op. cit., p. 315-319.

📎 Интересный факт

Екатерина II (1729-1796) отнеслась довольно хладнокровно к потере шедевров.

Она пишет Вольтеру:

«Надобно обойтись без них, в нынешнем году я имела несколько неудач в подобных случаях; что делать? Остается только утешиться».

Источник: Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л.: Искусство, 1986. С. 69-72.