Интенсивность внедрения научно-информационных технологий в различные сферы деятельности человека влечет за собой постановку перед системой образования в качестве одной из важнейших задач подготовку высококвалифицированных специалистов для инженерно-технической отрасли.
Решение этой задачи предполагает формирование у подрастающего поколения задатков инженерного мышления, активное развитие аналитических способностей и личностных качеств уже с дошкольного возраста, с обязательным продолжением такой работы в школе. Эти идеи заложены как в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, так и в стандарте начального общего образования. Для реализации требований указанных стандартов и запроса Министерства образования и науки РХ, с сентября 2020 года детский сад «Варенька» Абакана запустил региональный инновационный проект «Формирование конструктивно-модельной деятельности технической направленности у детей дошкольного возраста средствами образовательной робототехники». Основная цель этого проекта — формирование задатков инженерно-технического мышления у детей дошкольного возраста.
Внедрение в образовательный процесс основ конструирования и образовательной робототехники, безусловно, актуально для удовлетворения потребностей современных родителей и детей. К тому же это позволяет педагогам в организации образовательной деятельности с детьми осуществить интеграцию образовательных областей и продолжать формировать познавательные действия, развивать творческую активность и воображение, задатки инженерного мышления и коллективизм, объединять игровую деятельность детей с экспериментальной и исследовательской деятельностью, стимулировать развитие у дошкольников наблюдательности, любознательности, находчивости и произвольного внимания.
В двух экспериментальных группах нашего садика были созданы все условия для разработки и реализации дополнительной программы по формированию конструктивно-модельной деятельности. В игровых помещениях групп организованы центры начального технического творчества (центр конструирования). Педагоги интегрируют робототехнику в образовательную деятельность. Так, например, для формирования элементарных математических представлений используются наборы объемных и плоскостных фигур деревянного напольного конструктора и игровое поле. Данный конструкторский набор и игровое поле педагоги применяют для выработки умения различать и называть плоскостные геометрические (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник) и объемные геометрические (шар, куб, цилиндр, кирпичик, конус, пирамида, пластина, арка) фигуры. Параллельно дети учатся создавать постройки разной конструктивной сложности по образцу, схеме, модели, условиям и творческому замыслу, у них формируются навык классификации и умение ориентироваться в пространстве. В создании детских построек используется различный строительный материал. Это и мягкий строительный модуль, и наборы деревянных блоков разного размера, пластмассовые и магнитные конструкторы. Полученные решения педагоги используют для организации сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций в самостоятельной игровой деятельности детей в условиях группы детского сада. Таким образом, создается образовательная ситуация для развития детского творчества, познавательной сферы, эмоциональной атмосферы в группе, обогащения словаря и формирования связной речи.
На сегодняшний день реализация регионального инновационного проекта — в стадии завершения. В образовательную деятельность вводятся электронные конструкторы и конструкторы LEGO с мелкими деталями для развития моторики детей. Ну а с помощью базовых и ресурсных наборов конструкторов формируется умение конструировать и программировать роботов.
Обучение реализуется в рамках кружковой работы с детьми по образовательной программе для детей дошкольного возраста «Электроник». Стоит отметить, что подготовительный этап реализации программы по образовательной робототехнике длился довольно долго. Причина — большие объемы вложения материально-технических средств. Чтобы собрать более сложных роботов с большим количеством деталей, одних базовых наборов недостаточно, нужен еще и ресурсный набор, ну а в идеале — два обычных набора для обучения одного ребенка. Поэтому работа началась практически с момента открытия дошкольного учреждения. Можно сказать, что вся система организации платных услуг была направлена на достижение одной цели — создать материальную базу для реализации инновационного проекта.
С огромным интересом наши воспитанники принимают участие в конкурсах и соревнованиях разного уровня, ежегодно становятся победителями конкурса робототехнического направления «Я — изобретатель робота» и регионального хакатона «RoboBattle», организованного Республиканским центром дополнительного образования «Кванториум Хакасия». Команда педагогов, реализующих инновационный проект, обобщает профессиональный опыт на городском, республиканском и всероссийском уровнях, публикуя статьи о работе данного образовательного направления с детьми в научно-исследовательских печатных сборниках и выступая на практических семинарах и конференциях.
Важно отметить, что внедрение робототехники в образовательный процесс дошкольников решает задачи всех областей, определенных в ФГОС дошкольного образования. Оно позволяет интегрировать инновационные технологии и существенно повышает мотивацию дошкольников к поиску технических решений актуальных для них жизненных проблем. Существенным преимуществом является и развитие компетенций педагогического коллектива, мотивированного на реализацию инновационных форм и методов работы с детьми. При подобной организации образовательного процесса выигрывают все его участники — дети, родители (законные представители) и педагоги.
Ольга ИГНАТЕНКО,
заместитель заведующей
д/с «Варенька»