Сегодня на вопросы читателей и корреспондента нашего Дзен-канала отвечает президент компании Master-Water Михаил Родин.
Скажите, пожалуйста, означает ли уход с нашего рынка ведущих западных игроков инженерной сантехники (котлов отопления, насосов, септиков и т.д.), что многие россияне не смогут этой весной обустроить свою дачу так, как планировали?
М. Родин: Нет, конечно. Я настроен не столь пессимистично. Мы с 2014 года предполагали возможность подобного развития событий, а потому отлаживали новые логистические цепочки, искали новых поставщиков в азиатском регионе и в нашей стране, организовывали, по возможности, небольшой «жировой запас» в виде складских закупок чуть большего объёма, чем те, которых требовали сиюминутные интересы бизнеса. Но, признаюсь честно, мы готовились, скорее, к отключению от СВИФТа, трудностям с валютами при закупке, точнее, к высокому курсу валют и т.п. Демонстративный уход наших старых и вроде надёжных европейских партнёров стал неприятным сюрпризом.
Но вы, тем не менее, можете чем-то порадовать покупателей? Или всё-таки дефицит будет? На что надеяться тем, кто строит дома и обустраивает дачи, и чего бояться?
М. Родин: Этот вопрос я бы всё-таки разделил на две полномасштабные составляющие:
- Отразиться ли перестройка рынка сантехнической инженерии (как бизнеса) на покупателях. И, если да, то как?
- И второй важный вопрос: как нивелировать санкционный негатив, и выйти на решение проблем обустройства дачи(дома) с минимальными потерями?
Вот на них я и отвечу предельно честно. Во-первых, цены ожидаемо вырастут. И не потому, что кто-то будет искусственно создавать дефицит, придерживать товар и т.п. Просто в нашей отрасли рынок давно поделен. Часть старых и известных игроков привыкли работать, в основном, с европейской инженерной сантехникой, игнорируя Китай и Россию. Это и понятно: премиальный сегмент предполагал и высокие прибыли. Часть участников рынка, наоборот, работала только в нише самой бюджетной сантехники, зарабатывая на объёме и занимаясь чистой торговлей, без услуг монтажа и сервисного обслуживания оборудования. И лишь совсем небольшая часть компаний, к которой относимся и мы, работали многопрофильно. Вероятно, такой вектор развития Master-Water мне был передан генетически, прабабушками и прадедушками, которые знали, что «запас карман не тянет», что «назвавшись груздём, полезай в кузов», и про «соломку подстелить» я тоже помнил. Мы работали и с Западом, и с Востоком, и с Россией и нашими партнёрами по СНГ, мы и торговали, и занимались монтажом. Прибыли были меньше, зато клиенты были довольны. Что произойдёт сейчас?
Те компании, которые торговали европейским оборудованием, сайты не закрывают, перестраивают экстренно логистику, а пока новый товаропоток не налажен, они вынуждены всем своим клиентам, чтобы не потерять их, предлагать китайскую и российскую технику, перепродавая то, что сейчас реально купить у таких фирм, как наша. Это тем более для них оправдано, если у них есть службы монтажа и они простаивают. Иными словами, эти фирмы становятся посредниками между нами и конечным покупателем, добавляя к нашей цене свою маржу. Поэтому я всегда всем рекомендую обзванивать 5-10 компаний, чтобы сравнить цены. Это вопрос не трех рублей, а крупных сумм и поэтому не нужно жалеть время.
Точно так же компании, которые работали на чистой оборотке с недорогой техникой и не занимались монтажом никогда, попали в ситуацию, когда в их нише оказалось слишком много новых компаний. Соответственно, они поступают так же, как и первая группа, но уже по монтажу: чтобы не потерять своих клиентов, они продают своё же оборудование, но монтаж заказывают у третьих лиц. Скажем, у нас. Естественно, на монтаже тоже добавляют свою наценку.
И опять я дам тот же совет: заказывая оборудование, обязательно просите пересчитать и его монтаж, и сравнивайте предложенные цены в их совокупности. Вы удивитесь (не знаю, приятно или нет), как много шулерства сейчас всплывёт, и как вы реально можете сэкономить деньги, не поленившись просто обзвонить десяток фирм.
То есть, ваши рекомендации предельно просты: звонить, звонить, звонить и сравнивать?
М. Родин: Не только. Как я уже сказал, определённый дефицит будет. 45% рынка инженерной сантехники в одночасье не заменить. Поэтому я бы рекомендовал не «растягивать удовольствие от предвкушения покупки», а действовать оперативно, решительно, быстро. Увидел нужный тебе товар по устраивающей цене, обзвонил еще 5-6 фирм, чтобы удостовериться в выборе, и тут же сделал заказ.
Мы только по марту месяцу могли наблюдать в своей компании (а у нас, в отличие от многих, есть «жировой запас», как я уже сказал), что день на день не приходится. Вчера ещё было на складе 58 газовых котлов, сегодня осталось три. Вчера наши инженеры выезжали на свои пятьдесят объектов, а сегодня отдел перегружен заказами от коллег и партнёров, а не конечных покупателей. Завтра, скорее всего, с котлами что-то изменится, но срок монтажа сместится на месяц, а то и на два… Поэтому, если есть хоть малейшая возможность, те же котлы нужно покупать не ближе к осени и зиме (как оно всегда было), а сейчас, если есть деньги, и, конечно, вместе с монтажом, пока не началась ещё какая-нибудь чехарда с курсом валют и т.д. и т.п. Инженерная сантехника не гречка, но, поверьте, ажиотажный спрос есть и на дорогие товары.
Михаил, благодарю вас за интересный рассказ и честные ответы. Я боялся услышать привычное шапкозакидательство про «всё будет хорошо», но я рад, что ошибся, и рад тому, что ваша компания и, вероятно, еще ряд подобных компаний, тем не менее, к международным вызовам готовы, настроены серьёзно и ответственно! Спасибо!