На литературных дискуссиях я уже давно больше не могу раскрыть рта, чтобы не опозориться, путая в очередной раз Мерике с Гофмансталем, Рильке с Гельдерлином, Бекетта с Джойсом, Итало Кальвино с Итало Свево, Бодлера с Шопеном, Жорж Санд с мадам де Сталь и т.д. Когда я начинаю искать цитату, которая неясно маячит передо мной, целые дни уходят у меня на то, чтобы переворошить…(Патрик Зюскинд)
Привет, друзья!
Добро пожаловать на мой книжный канал!
Пришло время поговорить о главном. О памяти, о том, сколько мы запоминаем и как долго храним где-нибудь в загашниках нашего мозга полученную информацию. На тему статьи меня навело эссе Патрика Зюскинда, писателя, создавшего великолепный роман «Парфюмер».
Эссе называется «Литературная амнезия». Оно совсем небольшое, но очень хорошо написано. В нем автор жалуется на то, что читает-читает и даже перечитывает, и даже не по одному разу, а ничего не помнит. Этого его знатно огорчает, ведь кроме всего прочего это не позволяет ему ответить на самый популярный в читательской среде вопрос: «Какая отдельно взятая книга изменила мою жизнь?»
Зюскинд в растерянности: – «Никакая? Все? Какие-то? Я не знаю. – Наконец-таки признается он.
Так стоит ли тогда вообще читать? Если ничего не помнишь?
Признаться, несколько лет назад и я задавалась этим вопросом. Меня беспокоило выветривание той, как мне казалось, полезной информации, которую я получила в университете. Постепенно из моей головы уходили даты, потом события, столетия целые стали пропадать.
Зюскинд жалуется: - «Вот уже тридцать лет как я умею читать, за это время я перечитал если не уйму книг, то хотя бы некоторое их количество, и все, что у меня от них осталось, это весьма туманное воспоминание о том, что во втором томе романа толщиною в тысячу страниц кто-то пускает в себя пулю из пистолета. Тридцать лет я читал впустую! Тысячи часов моего детства, моих юношеских и зрелых лет провел я за чтением и ничего не сохранил в своей памяти, кроме одного большого пустого места. И мало того, что этот недуг не теряет своей силы, так он еще и прогрессирует. Когда я читаю сегодня какую-нибудь книгу, я забываю ее начало, еще не добравшись до конца. Иногда силы моей памяти не хватает даже на то, чтобы удержать в голове прочитанное с одной страницы…»
Примерно в такой же растерянности была и я, когда не смогла вспомнить годы жизни Генриха IV Наварского или основные вехи правления Павла I.
Что же делать, за что хвататься?
Так случилось, что года два назад мне срочно понадобилось заглянуть в книги по психологии, причем, в такие серьезные трактаты. И что я там нашла? Ответ на свой вопрос, спасение для каждого, кто страдает подобной амнезией.
Оказывается у нашего мозга есть чрезвычайно полезная функция забывания.
«Что такое память без забывания?» — спрашивает Оливер Хардт, когнитивный психолог, изучающий нейробиологию памяти в Университете Макгилла в Монреале (Канада). «Невозможно, — говорит он, — чтобы память функционировала должным образом без забывания, вы обязаны забывать».
Если бы люди не умели забывать, то новой информации просто не осталось бы места. Это нормально, что сведения, которые тебе долгое время не нужны забываются. Например, я после института всего ничего поработала по профессии, потом переквалифицировалась, сейчас работаю по специальности, абсолютно не связанной с дипломом. И если мне нужна историческая дата, обращаюсь к монографиям, в простейшем случае к Википедии (не забывая ее, конечно же, проверять, поскольку в последнее время там такого понаписали). Моему мозгу нужна информация, связанная с нынешней работой, ее он помнит. Да и то, приходится частенько заглядывать в книги.
Что касается литературы, то я много чего помню, в основном потому, что читала всегда. Мозг воспринимает сведения, поступившие во время регулярного чтения, как важные и откладывает их в отделы, где хранит важную информацию. При этом цитатами я не говорю и если спросить меня, откуда взята та или иная фраза не отвечу. Просто книги читаю не ради цитат, хоть и с большим удовольствием где-то их записываю, прямо, как Зюскинд:
«Но вот тебе на! Когда я опускаю карандаш на страницу, чтобы начертать свое "очень хорошо!", я вижу, что там уже стоит "очень хорошо!" и выясняется также, что резюме, которое я хочу набросать в ключевых словах, мой читающий предшественник после себя уже оставил, и сделал он это почерком до удивительного знакомым мне, а именно, моим собственным, ибо предшественник был никто иной, как я сам. Я давно прочел эту книгу.
Мы помним только то, чем часто пользуемся.
Каждый тип воспоминаний создается своим конкретным способом и хранится в разных областях мозга. Исследователи продолжают активно изучать эту тему, но уже известно, что автобиографические воспоминания — воспоминания о событиях, пережитых лично, — начинают принимать длительную форму в той части мозга, которая называется гиппокампом, данный процесс запускается в часы и дни, которые следуют за этим событием. Нейроны общаются друг с другом через синапсы (место контакта, а точнее, крошечный промежуток, через который передаются нервные импульсы химическим путем). Таким образом, каждый нейрон может быть связан с тысячами других. Благодаря процессу, известному как синаптическая пластичность, нейроны постоянно производят новые белки, чтобы перестраивать части синапса, а именно рецепторы для химической передачи, что позволяет нейронам избирательно укреплять свои связи друг с другом. Это создает сеть ячеек, которые вместе кодируют память. Чем чаще вспоминается информация, тем сильнее становится ее нейронная сеть. Со временем, благодаря постоянному вспоминанию, память кодируется как в гиппокампе, так и в коре головного мозга. В конце концов, она остается только в коре головного мозга, где и откладывается на длительное хранение.
Специалисты также утверждают, что способность мозга к забыванию позволяет избежать т.н. эффекта переобучения:
В области искусственного интеллекта это явление выглядит таким образом: математическая модель начинает запоминать огромное количество всех возможных примеров вместо того, чтобы научиться подмечать особенности и закономерности, тем самым она теряет эффективность при работе над новыми данными, которые отсутствовали при процессе первоначального обучения.
Интересную статью на тему забывания нашла здесь: https://monocler.ru/process-zabyvaniya-i-pamyat/
А вот вам ссылка на эссе Патрика Зюскинда. Оно весьма любопытно. Улыбнулась. http://lib.ru/ZUSKIND/amnezia.txt
Заканчивая свое эссе Зюскинд пишет:
«…ты не должен поддаваться этой ужасной амнезии, думаю я, ты должен всеми силами противиться течению темного потока Леты, тебе не следует больше погружаться в литературные тексты очертя голову, а ты должен стоять над ними с холодным, ясным, критическим рассудком, должен делать выписки, должен заучивать те или иные места наизусть, должен тренировать свою память -- одним словом: ты должен. И здесь я позволю себе привести цитату из одного известного стихотворения, автора и название которого я сейчас припомнить не могу, но последняя строка которого неизгладимо запечатлелась в моей памяти вечным моральным императивом: "Ты должен," -- говорится в нем, -- "ты должен... должен...". Ну что ты будешь делать! Теперь я забыл, какие там точно были слова. Но ничего, смысл-то я еще достаточно хорошо помню. Это было что-то вроде: "И жизнь свою ты должен изменить!"
А вас расстраивает, когда вы не можете детально вспомнить любимую книгу?
Меня уже нет, но, повторюсь, ранее я переживала. Поэтому, даже если я не могу вспомнить что-то я все равно читаю и буду читать. Это удовольствие ни с чем не сравнимо. Думаю, Зюскинд тоже не бросил чтение. Эссе у него вышло ну очень интересным.
Мой канал в Телеграмме:
Моя группа в ВК: https://vk.com/chitaihomiak
И там, и там публикую разные интересности о книгах и писателях, цитаты из книг, которые читаю, можно поболтать, показываю книжные приобретения. Стараюсь максимально разграничить и разнообразить контент. Подписывайтесь!
#книжный блог #читающийхомяк #читающий хомяк #книги #литература #писатели