Найти тему

Рабочая память и как она связана с изучением языков.

Оглавление
pixabay
pixabay

КОГНИТИВИСТЫ

Вслед за позитивистами и бихевиористами на сцену вышли когнитивисты.

Когнитивный подход фокусируется на способности человека анализировать, догадываться, строить гипотезы, замечать сходства, самому выводить правила и экспериментировать с языком.

Современные тренды в преподавании, такие как Guided discovery и lexical approach, восходят к способности человеческого мозга анализировать, синтезировать информацию и экспериментировать.

Получается, что бихевиористы смотрели на внешние проявления, а когнтивисты заглядывают во внутренние процессы.

Бихевиористы попросят вас повторить за ними 30 раз вопрос Do you speak English? и будут заниматься подстановкой, а когнитивисты спросят, как вы поняли, что это вопрос, а не утверждение.

INFORMATION PROCESSING

Важный момент в изучении языков-процесс обработки информации (INFORMATION PROCESSING). Исследований на эту тему с каждым днем становится все больше и больше. Одна из наиболее исследуемых тем в обработке информации- рабочая память (working memory), то есть способность одновременно хранить и обрабатывать информацию.

Некоторые исследования даже отождествляют рабочую память со способностью изучать языки. Согласно им, чем больше у вас обьем рабочей памяти, тем эффективнее вы учите языки.

Можем провести маленький эксперимент. Какой ряд слов вам проще запомнить?

  • Girl flag wall dance play heart

или

  • Weight gate late mate great state

________________________________________________________________________________________

Мне хотелось ответить, что легче запоминать слова, похожие по звучанию. Но все ровно наоборот. Похожие звуки мешают запоминанию. Вспомните, часто ли вы путали слова с похожими буквосочетаниями? Я в испанском все время путаю глаголы LLEVAR и LLEGAR , хотя значения у них разные.

Чтобы разобраться почему, вернемся к модели рабочей памяти.

-2

Рабочая память краткосрочная.В ней есть три компонента.

Бог босс-центральный исполнитель (central executive)-это система контроля за вниманием и принятия решений.

То есть когда вы едете за рулем и говорите по телефону, бог босс вам скорее подскажет бросить трубку, чем сбить петляющего велосипедиста.

В реальной жизни это помогает решать проблемы. Но если в случае с велосипедистом правильный выбор очевиден, то сделать домашку вместо пролистывания ленты в ВК бог босс мало кому подсказывает.

Скетчпад (visual-spatial sketchpad) отвечает за визуально-пространственное ориентирование.

Вы наверняка сможете найти дорогу на кухню у себя дома даже с выключенным светом? В изучении языков это значит, что визуально-пространственная система отвечает за чтение: одна строка следует за другой, а не скачет из конца текста в середину и снова в конец, что позволяет «разворачивать» и расшифровывать текст.

Фонологическаяя петля(phonological loop)-аудио и речевая составляющая. В фонологическое хранилище устная речь заходит сразу, а письменную речь надо сначала проговорить. Когда вы читаете текст, замечаете ли вы за собой почти бесшумное бормотание или даже просто движения губ?

И замечали ли вы, что после того, как повторили слова или фразу, у вас больше шансов правда запомнить их, чем если бы вы молча кивнули головой?

Так вот, фонологическая петля хранит информацию, основанную на речевой и звуковой форме, и может удерживать ее через проговаривание про себя. Поэтому, возвращаясь к нашему эксперименту, запомнить ряд слов, которые звучат совершенно по-разному проще, чем те, который звучат одинаково.

Есть еще эпизодический буфер (episodic buffer). Он соединяет рабочую память (краткосрочную) с долгосрочной.

Подведем итог.

Фонологическая петля играет большую роль в работе с лексикой, сктечпад отвечает за чтение, что тоже немаловажный аспект в изучении. Эпизодический буфер интегрирует визуальную и вербальную информацию из краткосрочной и долгосрочной памятью, а бог босс центральный исполнитель регулирует поток информации, чтобы переключаться с одного задания на другое.

П.С.Но есть и слабые звенья у теории рабочей памяти. С одной стороны, непонятно, какие когнитивные процессы не является функциями рабочей памяти. То есть теория кажется слишком обобщенной и упрощенной, а процесс изучения языков и запоминания далеко не линейный и его сложно уложить в диаграмму из четырёх взаимозависимых квадратов.