Европа восхищается ар-деко, а Коко Шанель еще не подарила миру маленькое черное платье, искусственный жемчуг и наплечную сумочку на цепочке. Чем удивляли публику в это время русские красавицы? СУПЕР Издательство выяснило, каких представительниц богемы считали самыми стильными!
Зинаида Гиппиус
Как заморская Жорж Санд, она была без ума от мужских псевдонимов и предметов гардероба джентльменов! Тому подтверждение — порт рук Бакста: черный костюмчик столичного денди, белоснежное жабо, огненно-рыжие кудряшки. «Оса в человеческий рост!» — как любил выражаться собрат по перу Андрей Белый.
Но и этого бунтарской натуре Зинаиды было мало! Она любила изумлять общество, беззастенчиво куря на публике «неприличные» для леди папироски с длинными мундштуками. Но больше всего Гиппиус поражала деревенских кумушек, красуюсь на даче в матроске да в забавных штанишках!
Зинаида была красивой стройной женщиной — она это прекрасно знала. И не считала должным скрывать восхищение собой. Прекрасную фигуру подчеркивала обтягивающими, словно рыбья чешуя, платьями. Но не меньше любила милые рюшечки да оборочки. А однажды Гиппиус надоели длинные волосы — и она поразила критика Сергея Маковского диковинной прической: «Стрижка придавала ей до смешного взлохмаченный вид: разлетающиеся завитки во все стороны; к тому же было время, когда она красила волосы в рыжий цвет и преувеличенно румянилась».
С «неприлично» яркими губами на литературных вечерах поэтесса беззастенчиво разглядывала присутствующих в лорнет. Однажды в поле ее зрения попал еще один любитель эпатажа, Сергей Есенин. Дабы впечатлить честную публику, он явился на собрание в валенках. Зинаида надменно спросила: «Что это за гетры на вас?» Яркого выхода не вышло.
Паллада Богданова-Бельская
«Демоническая женщина», — в один голос восклицали поэты Кузмин и Северянин. Паллада пробовала и сама сочинять стихи, но это была не ее стихия. Гораздо проще давались «горячие советы о красоте джентльменам и дамам», которые кокетка публиковала в «Аргусе». Самой красавице судьба уготовила роль «святой куртизанки, непонятой роковой женщины, оргиастической поэтессы». Еще в юности вдохновленная «Портретом Дориана Грея» Оскара Уайльда, Богданова-Бельская вообразила себя «ангелом искушения». И вела себя соответствующее, поражая личной жизнью даже отнюдь не скромную Анну Ахматову.
Стиль Паллады требует отдельного представления: вызывающе броский макияж, восточные браслеты на лодыжках, ядовито ярких оттенков шелка, бусы, перья, кружева… Георгий Иванов писал: «Если всмотреться — видишь, что она была бы прямо хорошенькой, если бы одной из тех губок, что продаются у входа, стереть с ее лица эти белила, румяна, мушек, жирные полосы синего карандаша. И еще — если бы она перестала ломаться. Ну, и одевалась бы по-человечески. Конечно, все эти "если бы" — неосуществимы. Отнять у Паллады ее краски, манеры, пестрые тряпки — бесконечное ломанье, что же тогда останется?..»
Ольга Глебова-Судейкина
Танцовщица, актриса, переводчица, художница, скульптор, манекенщица… Возлюбленная Сергея Судейкина и «нежная подруга» Анны Ахматовой, «она напоминала цейлонскую бабочку плеском шелков голубых и оранжевых в облаке бледных кисеей». Композитор Артур Лурье вторил, что Ольга выражала собой «рафинированную эпоху Петербурга начала ХХ века».
Наряды для красавицы сочинял ее муж, любивший свою избранницу, «как только может обожать художник женщину». Актриса Валентина Веригина описывала в мемуарах разговор с портнихой: «На днях у меня была Глебова-Судейкина. Сняла пальто и оказалась в миленьком платьице, которое держалось на английских булавках! Говорят, она одевается по эскизам мужа? Но кто же ей шьет?!» Это осталось на все времена тайной.
Друзья, а вам нравится мода прошлого? Или современный стиль все-таки лучше, на ваш взгляд?