Пока часть жителей может покупать нужные товары только по акциям, некоторые производители и ретейлеры рассматривают возможности на время приостановить скидки и промоакции.
К тому, что деньги зло и, когда приходишь в магазины, его явно не хватает, люди уже давно привыкли. Правда, в последние годы некоторых покупателей нередко выручали акции и скидки. Причём если раньше под значком «распродажа» омичи старались выбирать одежду и бытовую технику, теперь ищут и уценённые в рамках акций продукты. Однако не исключено, что в ближайшее время для жёлтых ценников наступят тёмные времена.
Скинуть скидку
Так, на минувшей неделе некоторые федеральные издания сообщили: поставщики товаров повседневного спроса отменяют промоакции, позволявшие магазинам снижать цены. При этом едва ли не половина покупок делается именно со скидками.
«В 2021 году посетители крупнейших розничных сетей России приобретали со скидкой более 51,6% товаров в натуральном выражении, – сообщают СМИ со ссылкой на одну исследовательскую компанию. – В денежном выражении доля товаров, реализуемых в рамках промоакций, составила 49,7%. Лидерами среди товаров, продаваемых со скидками, были кондиционеры для белья (93% товаров в категории в натуральном выражении), стиральные порошки (80%), средства для мытья посуды (77%), творожные десерты (76%), детское питание (72%) и шоколадные плитки (71%)».
Кстати, с одной стороны, пока жители подтверждают теорию психологии отечественного потребителя, который любит отовариться по суперцене, и ищут более дешёвый акционный провиант или шампунь, отмена на них жёлтых скидочных ценников отчасти влияет на бюджет, зрение и лексику. Ведь, подойдя к прилавку и обнаружив там вместо привычных акций «2 по цене 1» стоимость выше обычного в несколько раз, человек округляет от негодования глаза, высказывается совсем не по-парламентски, но всё-таки достаёт кошелёк.
Справедливости ради заметим: на изменения цены, конечно, влияет не только возврат к изначальным доскидочным значениям, но и нынешняя ситуация с валютными качелями – на санкционном фоне некоторые производители помимо отмены акций уже предупредили о повышении цен. В итоге сегодня в магазинах можно лицезреть кратный рост стоимости на многие товары.
Хотя, как говорят специалисты, ретейлеры отменяют скидки только на товары, пользующиеся сейчас ажиотажным спросом. Например, в последние дни пока омичи на фоне сметённого ураганом покупателей-сладкоежек дефиците сахара шутили про поступающих в больницы слипшихся пациентов, с полок некоторых магазинов пропали средства женской гигиены. Те же, которые можно отыскать, стоят едва ли не в два раза дороже обычного и не имеют акционных ценников. Аналогичная ситуация в отделах с бытовой химией: на десяток-полтора рублей выросла стоимость гелей для стирки, кремов и порошков для чистки кухни и ванной. Отчасти это связано с распространяемой в сети информацией, что один из крупнейших мировых производителей потребительских товаров планирует сократить ассортимент на российском рынке.
Тем не менее федеральные издания обнадёживают: большинство поставщиков не отказываются от скидок окончательно, а «хотят взять паузу, а потом вернуться с новым промопланом». И вправду, пока ещё в омских магазинах вполне реально приобрести творожки или туфли по акциям.
Финансовые невозможности
«Яйца – десяток, картофель – килограмм, яблоки – 3 штуки» – перед походом в магазин Ольга Сергеевна обязательно составляет список продуктов. Ведь шиковать у прилавков и касс ей не позволяет пенсия.
– Акции, которые в магазинах каждую неделю устраивают, очень выгодны, – женщина кладёт продукты в тележку. – Вот я стараюсь брать товары только с жёлтыми ценниками: йогурты, стиральный порошок, курятину. Судя по чеку, экономлю рублей по двести-триста, а бывает, что и больше. Для нас, пенсионеров, это существенно.
Что люди, причём не только старшего поколения, стали больше обращать внимание на ценники и выбирать именно акционные товары, подтверждают ретейлеры. В последние годы доля таких продаж превысила 50 процентов. Скидок, акций и распродаж некоторые люди ждут как дети день рождения. Впрочем, причина тому не стремление к халяве, а финансовые невозможности кошелька купить товары за полную стоимость.
– Уже не один год я покупаю продукты, косметику, одежду и обувь только по акциям или по каким-либо промокодам, а также использую бонусные карты. Если всё это отменят, будет серьёзный удар для бюджета, потому что цены растут, а зарплата за ними явно не успевает, – сетует омичка Анна. – С одной стороны, понятно, что некоторые продавцы боятся потерпеть убытки и захотят оставить наценку, а не делать на неё скидку, но тогда придётся вспомнить времена, когда не было торговых сетей и бутиков. Придётся ходить за недорогой сметаной на рынок и мерить джинсы, стоя на картонке.
Правда, на такой альтернативный переход и своеобразный возврат в нулевые, скорее всего, отважатся не все покупатели. Да и справедливости ради заметим: пока к этому ещё нет радикальных предпосылок. Ведь сегодня в некоторых крупных омских магазинах, пусть и вправду выросли цены и стало меньше акционных товаров, но всё ещё можно приобрести йогурты со скидкой или кроссовки за бонусы.
– Оплачивая заказы в интернет-магазине, я часто получаю уведомления в почту, что вам такой-то подарок, – рассказывает Иван. – Интереса ради перешёл по ссылке и увидел, что в списке есть купон на 500 рублей в одном из магазинов обуви. Активировал его и в итоге купил на весну кеды существенно дешевле.
В долг не дадут?
Но если даже допустить худший экономический сценарий и начать из экономии посещать вещевые и продуктовые рынки вместо уже ставших привычными торговых сетей с рядами касс, то подобрать более дешёвую альтернативу для приобретения телевизора или смартфона может оказаться сложнее. Ведь, судя по всему, в магазинах бытовой техники через некоторое время придётся забыть о лозунгах: «Бери товар сегодня – плати потом».
Так, если верить информации некоторых СМИ, в стране может снизиться объём продажи электроники в кредит и рассрочку. В частности, в одной из популярных сетей, занимающейся реализацией таких товаров и бытовой техники, рассрочки уже временно не действуют. Правда, эта мера, по мнению специалистов, вынужденная.
«Рассрочка – это, по сути, скрытая скидка, в сложившейся ситуации ни вендоры, ни розничные сети делать их не могут, иначе это приведёт к ещё большему росту цен на не охваченную промоакциями бытовую технику и электронику, – цитируют издания ведущего аналитика одной из компаний Эльдара Муртазина. – Что касается кредитов, то в целом они сохраняются. Но для розницы это рискованный инструмент. Из-за волатильности курсов валют к моменту получения средств проданное устройство в рублях может уже значительно подорожать».
Выходит, пока обыватели ищут окольные пути для бюджетного продуктово-вещевого шопинга, производители и продавцы пытаются удержать на плаву бизнес. И те и другие стараются не разориться, а вот у кого это получится, покажут время и кошелёк.
Мария МЕДВЕДЕВА.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.
Кстати
Ярмарок станет больше
Администрация города готова увеличить количество точек для проведения продовольственных ярмарок. «Мы обеспечиваем бесперебойную работу муниципальных рынков и готовимся к увеличению числа точек для проведения губернских ярмарок и ярмарок выходного дня», – сообщил мэр Омска Сергей Шелест.
В настоящее время идёт процесс согласования площадок с владельцами нескольких крупных торговых комплексов. Такой формат пользуется популярностью и у покупателей, и у сельхозтоваропроизводителей. В 2021 году на территории муниципальных рынков было проведено 405 губернских ярмарок и 298 ярмарок выходного дня, на которых в общей сложности было востребовано порядка 12 тысяч торговых мест. Все товары, реализуемые в таком формате, проходят проверку на качество и имеют необходимые документы.
На сегодняшний день губернские ярмарки и ярмарки выходного дня проводятся на территории четырёх муниципальных рынков и нескольких частных торговых центров. Чтобы подать заявку для участия в них, можно обратиться в администрацию данных торговых организаций.