Найти в Дзене

Болшево: Церковь Космы и Дамиана и дом философа-священника Сергея Дурылина

Космодамианская церковь в Королеве была построена в 1786 году в имении Болшево князя Петра Ивановича Одоевского. После кончины дочери Одоевский учредил в своих владениях богадельню, которую назвал "Убежище бедным". При ней в 1832 году Попечительным комитетом был построен второй каменный храм в честь Преображения Господня. Князь Одоевский и его дочь Дарья Петровна погребены в Космодамианской церкви. В 1880-х годах церковным старостой и благотворителем болшевского прихода стал владелец дачи в соседней Любимовке Сергей Алексеев – отец выдающегося театрального теоретика и режиссера Константина Станиславского. А неподалеку от Болшевской церкви с 1936 года жил известный философ и священник Сергей Дурылин. Декабрист А. П. Беляев, возвращаясь из долгой ссылки в Москву, посетил свою сестру и племянниц в подмосковном имении Болшево. Эта поездка и вид местной Космодамианской церкви оставили в его памяти самые светлые воспоминания: С каким сердечным трепетом я увидел сквозь чащу леса показавшуюся
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Космодамианская церковь в Королеве была построена в 1786 году в имении Болшево князя Петра Ивановича Одоевского. После кончины дочери Одоевский учредил в своих владениях богадельню, которую назвал "Убежище бедным". При ней в 1832 году Попечительным комитетом был построен второй каменный храм в честь Преображения Господня. Князь Одоевский и его дочь Дарья Петровна погребены в Космодамианской церкви. В 1880-х годах церковным старостой и благотворителем болшевского прихода стал владелец дачи в соседней Любимовке Сергей Алексеев – отец выдающегося театрального теоретика и режиссера Константина Станиславского. А неподалеку от Болшевской церкви с 1936 года жил известный философ и священник Сергей Дурылин.

Декабрист А. П. Беляев, возвращаясь из долгой ссылки в Москву, посетил свою сестру и племянниц в подмосковном имении Болшево. Эта поездка и вид местной Космодамианской церкви оставили в его памяти самые светлые воспоминания:

С каким сердечным трепетом я увидел сквозь чащу леса показавшуюся церковь, – ведь это было после двадцати лет ссылки, когда все производило сильнейшее впечатление и возбуждало столь же сильные чувства. Ямщик сказал, что эта церковь села Болшева.

С террасы дома сестры перед Беляевым открывался живописный вид извилистой реки Клязьмы, силуэты многочисленных в этой части Подмосковья фабричных зданий и роскошные дачи. Глубокий овраг отделял имение сестры от владений богадельни для бедных, которую основал еще в 1776 году благотворитель и храмоздатель сохранившейся до сего дня Космодамианской церкви князь Петр Иванович Одоевский.

Князь Одоевский родился в 1740 году, получил домашнее образование, а затем поступил на военную службу. В чине полковника Одоевский вышел в отставку и много времени проводил в своем подмосковном имении Болшево. Князь Одоевский по воспоминаниям современников относился к типу самых любезных вельмож, слыл «симпатическим аристократом». Одинокий князь прожил долгую жизнь, и до последнего дня находил радость в том, чтобы видеть вокруг себя молодежь и детей.

-2

Семейная жизнь самого аристократа сложилась трагически. Князь Одоевский рано лишился жены Елизаветы Николаевны (урожденной Полтевой) и всех детей, кроме одной дочери Дарьи. Она вышла замуж за французского эмигранта де Кенсона, однако судьба нанесла новый самый жестокий удар. В детском возрасте умерли внуки князя, а затем скончалась и сама единственная любимая дочь. В конце жизни Одоевский остался совершенно одиноким, посвятив ее остаток делам благотворительности и помощи нуждающимся.

В 1776 году он основал в Болшево "Убежище бедным", предоставив село с окрестными деревнями в распоряжение попечительного комитета. В память о дочери Петр Иванович также учредил в Москве Дариинский приют и освободил тысячу крестьян от крепостной зависимости в одном из своих владений. В своем московском доме Одоевский также давал кров и образование бедным сиротам. Скончался благотворитель 10 апреля 1826 года и был похоронен в построенной им Космодамианской церкви рядом с дочерью, о чем до сих пор напоминают две могильные плиты внутри болшевского храма.

-3

Мемуарист Ф.Ф. Вигель в своих записках сохранил описание внешности и характера князя Петра Ивановича Одоевского:

Он был сухенький старичок, но весьма живой и, как говорят французы, еще зеленый<…> Не знаю, природа ли или искусство дали ему совершенно французскую наружность, хрустальные ножки и какое-то затруднение в выговоре. Но в доме его все напоминало русское барство, и в нем только он один был аристократ.

Село Болшево (Большово) было старинной вотчиной Одоевских, в род которых оно перешло от князей Звенигородских. Первое упоминание о деревянной Космодамианской церкви относится к 1585 году. В дозорных книгах Патриаршего приказа за 1680 год сказано:

Ныне село Большово, Городище тож, в вотчине боярина князя Юрия Михайловича Одоевского Московского уезда, в Бохове стану, <…> в селе большое кладбище есть, а на том месте была церковь во имя Козмы и Дамиана и та де церковь от разорения запустела.

Предок благотворителя Петра Ивановича Одоевского князь Юрий Михайлович Одоевский в том же 1680 году восстановил в селе деревянную церковь с тем же посвящением.

В архиве московской конторы Синода сохранились сведения о домовой церкви мучеников Хрисанфа и Дарии при доме Александры Тимофеевны Ржевской в Болшево. Деревянный храм с переносным антиминсом был устроен ее отцом при московском доме в приходе церкви Пятницы Божедомской. В 1774 году Александра Тимофеевна получила разрешение от синодальной конторы по причине болезни перевозить антиминс домой церкви Хрисанфа и Дарии на летнее время в Болшево.

После смерти князя Одоевского "Убежище бедным" в Болшево перешло по завещанию Попечительному комитету о бедных. В 1832 году неподалеку от старой церкви комитет построил еще один храм – Спасо-Преображенский. В 1819 году богадельня насчитывала двести человек, но из-за нехватки средств ко второй половине столетия число призреваемых сократилось в пять раз. Пришли в ветхость и здания благотворительного учреждения.

Икона бессребренников Космы и Дамиана в болшевской церкви
Икона бессребренников Космы и Дамиана в болшевской церкви

К концу 1870-х годов в забвении оказались и обе церкви села Болшева: старая Космодамианская и новая Спасо-Преображенская. В течение десятков лет они не ремонтировались и постепенно разрушались. В 1878 году по решению болшевских прихожан церковным старостой был избран московский фабрикант Сергей Владимирович Алексеев, который купил за несколько лет до этого дачу в Любимовке в трех верстах от Болшево.

Купец С. В. Алексеев – отец выдающегося театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского (настоящая его фамилия Алексеев). В Любимовке Константин Сергеевич провел юные годы, а в 1898 году венчался с Марией Петровной Лилиной в местной Покровской церкви, которая являлась приписной к храму Космы и Дамиана в Болшево.

Купец Алексеев скоро стал известен в Болшево и округе как щедрый благотворитель. В 1870-х годах он на свои деньги отстроил заново после пожара целую деревню. Крестьянам он поставил только одно условие – не содержать в деревне кабака. Видя ветхое состояние болшевских церквей, Алексеев согласился взять на себя расходы по обновлению храмов.

-5

21 сентября 1880 года епископ Дмитровский Амвросий совершил освящение возобновленного Космодамианского храма. После молебствия прихожане преподнесли Алексееву по обычаю хлеб и соль, а настоятель церкви – икону в драгоценном окладе. Священник обратился к благотворителю с такими словами:

Бывают в жизни случаи, когда слова излишни, потому что само дело говорит за себя. Ваши добрые дела у всех на глазах <…> В память этого искреннего движения наших сердец, примите от нас, вместе с благодарностью, и этот дар прихожан – святую икону.

Живописные окрестности Болшева восхищали московского митрополита Филарета (Дроздова), который сравнивал их с красотой расположения Троице-Сергиевой лавры. Еще в 1830-х годах владыка Филарет посетил своего знакомого Михаила Михайловича Евреинова, жившего на даче в Болшево. Святитель осмотрел Космодамианскую церковь, благословил народ, который собрался вокруг высокого гостя, и отправился на чай к Евреинову. Выйдя на балкон дома Евреинова, святитель Филарет долго любовался видами Болшева и произнес:

Это место живописное

Философ, литературовед, театровед и православный священник Сергий Дурылин жил в Болшево в небольшом деревянном доме недалеко от церкви Космы и Дамиана с 1936 года и до своей кончины в 1954 году. Этот дом Дурылин построил на деньги, полученные за театральную постановку "Анны Карениной" Толстого. Дом сохранился. До 1993 года в нем жили наследники философа, а затем был создан музей.

Интересно, что этот дом был построен из материала, оставшегося от хозяйственных построек разрушенного в Москве Страстного монастыря. По преданию, этот домик проектировал знаменитый архитектор Алексей Щусев, который до революции специализировался на постройке церквей. Может быть, поэтому дом имеет некоторые характерные черты храма: ориентирован на восток и имеет терассу-выступ, напоминающую алтарную апсиду.

Священник Сергий Дурылин. Картина в доме-музее в Болшево
Священник Сергий Дурылин. Картина в доме-музее в Болшево

Судьба Сергия Дурылина в советские годы сложилась неоднозначно. За религиозные убеждения он прошел через несколько арестов и ссылок, но затем занялся театральной и литературной работой. Официально он уже нигде не служил, но и священный сан с себя тоже не снимал. В доме он хранил антиминс и, возможно, иногда негласно совершал требы и таинства. По крайней мере, известно, что в его болшевском доме в небольшой комнатке-моленной постоянно жила монахиня из разрушенного Страстного монастыря. Сергий Дурылин приютил ее, поскольку ей негде было жить после разрушения московской обители. Рядом с домом Дурылина прямо в его саду в 1942 году рухнул почтовый самолет. Пилоты остались живы, дом также не пострадал. Говорят, Бог сохранил.