Найти в Дзене
Музей МХАТ

Мольер в Художественном театре

В год 400-летия великого драматурга Жан-Батиста Мольера (1622-1673) Музей МХАТ рассказывает о судьбах пьес Мольера и М.А. Булгакова в Художественном театре на протяжении первых 100 лет его существования. МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ «Мнимый больной» (1913) — первая пьеса Мольера на сцене Художественного театра. По жанру это – комедия-балет, а по настроению – комедия-эпилог, полная горечи, разочарования, тоски и предчувствия неизлечимой болезни. Предчувствие не обмануло Мольера - он умер сразу же после четвёртого представления спектакля, где исполнял главную роль - роль Аргана. В Художественном театре эта пьеса была представлена Станиславским так, будто она принадлежала к числу ранних, беззаботных, полных юношеского смеха и огня пьес. Станиславский искал «пережитой, сочный гротеск», то есть гротеск психологического театра, внутренне оправданный и достоверный. В этом спектакле комедийная палитра Станиславского многоцветна, в духе живописных исканий Александра Бенуа, а его психологическая интуиция
Оглавление

В год 400-летия великого драматурга Жан-Батиста Мольера (1622-1673) Музей МХАТ рассказывает о судьбах пьес Мольера и М.А. Булгакова в Художественном театре на протяжении первых 100 лет его существования.

Жан Батист Мольер.
Жан Батист Мольер.

МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ

«Мнимый больной» (1913) — первая пьеса Мольера на сцене Художественного театра. По жанру это – комедия-балет, а по настроению – комедия-эпилог, полная горечи, разочарования, тоски и предчувствия неизлечимой болезни.

Предчувствие не обмануло Мольера - он умер сразу же после четвёртого представления спектакля, где исполнял главную роль - роль Аргана.

В Художественном театре эта пьеса была представлена Станиславским так, будто она принадлежала к числу ранних, беззаботных, полных юношеского смеха и огня пьес.

"Мнимый больной", 1913 г. Сцена "Апофеоз.
"Мнимый больной", 1913 г. Сцена "Апофеоз.

"Мнимый больной", 1913. Арган - К.С. Станиславский.
"Мнимый больной", 1913. Арган - К.С. Станиславский.

Станиславский искал «пережитой, сочный гротеск», то есть гротеск психологического театра, внутренне оправданный и достоверный. В этом спектакле комедийная палитра Станиславского многоцветна, в духе живописных исканий Александра Бенуа, а его психологическая интуиция опережает своё время.

"Мнимый больной", 1913. Диафуарос–Н.А. Знаменский, Арган – К.С. Станиславский.
"Мнимый больной", 1913. Диафуарос–Н.А. Знаменский, Арган – К.С. Станиславский.

ТАРТЮФ

Пьеса «Тартюф» ставилась в МХТ трижды.

Впервые Станиславский задумался над постановкой «Тартюфа» в начале сезона 1912/1913, однако вскоре эту идею оставили. И только в начале 1930-х годов он вновь возвращается к “Тартюфу” в связи с работой над пьесой М.А. Булгакова «Мольер» (первоначальное название «Кабала святош»).

К.С. Станиславскому казалось выигрышным присутствие в репертуаре обеих пьес, потому что это давало возможность «показать публике, с одной стороны, жизнь Мольера, а с другой – каким автором был Мольер и что такое тот «Тартюф», вокруг запрещения которого /…/ разыгрывается ряд сцен в «Мольере».

Работа над спектаклем началась в сентябре 1936 года, однако премьера «Тартюфа» состоялась уже после смерти режиссера.

''Тартюф'', 1939. Эльмира - Л.М. Коренева.
''Тартюф'', 1939. Эльмира - Л.М. Коренева.

''Тартюф'', 1939. Дамис - А.М. Комиссаров.
''Тартюф'', 1939. Дамис - А.М. Комиссаров.
''Тартюф'', 1939. Оргон - В.О. Топорков.
''Тартюф'', 1939. Оргон - В.О. Топорков.
''Тартюф'', 1939. Тартюф - М.Н. Кедров.
''Тартюф'', 1939. Тартюф - М.Н. Кедров.

Спектакль «Тартюф» А.В. Эфроса (1981) был весёлым и роскошно костюмированным. Критиков эта жизнерадостность озадачивала, «Тартюф»показался им легкомысленным и избыточно бойким. Как бы там не было, публика встретила спектакль восторженно.

Эфрос считал Мольера «страдальцем, «а что он пишет весело, то пусть себе пишет, как хочет».

"Тартюф", 1981. Эльмира - А.А. Вертинская.
"Тартюф", 1981. Эльмира - А.А. Вертинская.

"Тартюф", 1981. Тартюф - С.А. Любшин.
"Тартюф", 1981. Тартюф - С.А. Любшин.

"Тартюф", 1981. Оргон - А.А. Калягин, Тартюф - С.А. Любшин.
"Тартюф", 1981. Оргон - А.А. Калягин, Тартюф - С.А. Любшин.

Но всё это «страдальчество» выветрилось во время репетиций. Режиссёр восхищался талантом, находчивостью и трудолюбием мхатовских артистов – С. Любшина, А. Калягина, А. Вертинской, Ю. Богатырева, А. Степановой. Общий дух лёгкости из атмосферы репетиций перенёсся в сюжет игры. Он заставил режиссера забыть про «Мольера-страдальца» и развеселиться наперекор замыслу.

МОЛЬЕР ("КАБАЛА СВЯТОШ")

Первую постановку пьесы М.А. Булгакова «Мольер» (первоначальное название “Кабала святош”) постигла неудача.

Сразу после премьеры в 1936 году в газете «Правда» вышла статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», инициированная председателем Комитета по делам искусств П.М. Керженцевым, который предложил не закрывать спектакль, а предоставить МХАТ самому отречься от него. Театр выполнил указание власти с изумившей Булгакова поспешностью, которую тот никогда не смог простить руководству театра.

"Мольер", 1936. Арманда Бежар - А.И. Степанова.
"Мольер", 1936. Арманда Бежар - А.И. Степанова.
"Мольер", 1936. Мольер - В.Я. Станицын.
"Мольер", 1936. Мольер - В.Я. Станицын.
"Мольер", 1936. Мадлена Бежар - Л.М. Коренева.
"Мольер", 1936. Мадлена Бежар - Л.М. Коренева.

Вскоре после запрета спектакля М.А. Булгаков покинул театр, объяснив, что ему «тяжело работать там, где загубили «Мольера». В результате спектакль, который репетировали пять лет, прошёл всего семь раз.

После полувека пьеса Булгакова вновь вернулась на мхатовскую сцену. В спектакле 1988 года, получившем первоначальное название «Кабала святош», многие важнейшие темы пьесы были микшированы.

Тема художника и власти в этом спектакле звучала скорее как тема тесноты и спертости театрального быта, в котором приходится проживать жизнь. Эта тема была проведена на всех уровнях спектакля. Даже декорация, сделанная художником А. Фрейбергсом, была выстроена из больших и маленьких кофров-сундуков, которые в старых театрах использовали для перевозки костюмов.

"Кабала святош", 1988. Жан Жак Бутон - О.П. Табаков, Мольер - О.Н. Ефремов.
"Кабала святош", 1988. Жан Жак Бутон - О.П. Табаков, Мольер - О.Н. Ефремов.
"Кабала святош, 1988. Арманда Бежар де Мольер - И. А. Юревич, Мольер - О.Н. Ефремов.
"Кабала святош, 1988. Арманда Бежар де Мольер - И. А. Юревич, Мольер - О.Н. Ефремов.

"Кабала святош", 1988. Справедливый сапожник - В.М. Невинный.
"Кабала святош", 1988. Справедливый сапожник - В.М. Невинный.

"Кабала святош", 1988. Мольер - О.Н. Ефремов, Справедливый сапожник - В.М. Невинный.
"Кабала святош", 1988. Мольер - О.Н. Ефремов, Справедливый сапожник - В.М. Невинный.

В спектакле был занят цвет труппы Художественного театра: Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, НатальяТенякова, Вячеслав Невинный и другие.

Спектакль шел на сцене Художественного театра более десяти лет и каждый раз с грандиозным успехом.

-19

Выставка “МОЛЬЕР - ТОРЖЕСТВО ТЕАТРА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ” проходит в Зеленом фойе Музея МХАТ в Камергерском переулке с 1 апреля по 15 мая. В экспозицию в Зеленом фойе в Камергерском переулке включены эскизы костюмов и декораций в исполнении А. Бенуа (“Мнимый больной” (1913), П. Вильямса (“Мольер” (1936), “Тартюф” (1939), Н. Ульянова (“Мольер” (1936), А. Фрейбергса (“Кабала святош” (1988), а также фотографии из спектаклей и костюмы из “Тартюфа” в постановке А. Эфроса (1981 г.) и из “Кабалы святош” в постановке А. Шапиро (1988 г.)

Билеты вы можете приобрести на нашем сайте или в кассах музея.