В год 400-летия великого драматурга Жан-Батиста Мольера (1622-1673) Музей МХАТ рассказывает о судьбах пьес Мольера и М.А. Булгакова в Художественном театре на протяжении первых 100 лет его существования.
МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ
«Мнимый больной» (1913) — первая пьеса Мольера на сцене Художественного театра. По жанру это – комедия-балет, а по настроению – комедия-эпилог, полная горечи, разочарования, тоски и предчувствия неизлечимой болезни.
Предчувствие не обмануло Мольера - он умер сразу же после четвёртого представления спектакля, где исполнял главную роль - роль Аргана.
В Художественном театре эта пьеса была представлена Станиславским так, будто она принадлежала к числу ранних, беззаботных, полных юношеского смеха и огня пьес.
Станиславский искал «пережитой, сочный гротеск», то есть гротеск психологического театра, внутренне оправданный и достоверный. В этом спектакле комедийная палитра Станиславского многоцветна, в духе живописных исканий Александра Бенуа, а его психологическая интуиция опережает своё время.
ТАРТЮФ
Пьеса «Тартюф» ставилась в МХТ трижды.
Впервые Станиславский задумался над постановкой «Тартюфа» в начале сезона 1912/1913, однако вскоре эту идею оставили. И только в начале 1930-х годов он вновь возвращается к “Тартюфу” в связи с работой над пьесой М.А. Булгакова «Мольер» (первоначальное название «Кабала святош»).
К.С. Станиславскому казалось выигрышным присутствие в репертуаре обеих пьес, потому что это давало возможность «показать публике, с одной стороны, жизнь Мольера, а с другой – каким автором был Мольер и что такое тот «Тартюф», вокруг запрещения которого /…/ разыгрывается ряд сцен в «Мольере».
Работа над спектаклем началась в сентябре 1936 года, однако премьера «Тартюфа» состоялась уже после смерти режиссера.
Спектакль «Тартюф» А.В. Эфроса (1981) был весёлым и роскошно костюмированным. Критиков эта жизнерадостность озадачивала, «Тартюф»показался им легкомысленным и избыточно бойким. Как бы там не было, публика встретила спектакль восторженно.
Эфрос считал Мольера «страдальцем, «а что он пишет весело, то пусть себе пишет, как хочет».
Но всё это «страдальчество» выветрилось во время репетиций. Режиссёр восхищался талантом, находчивостью и трудолюбием мхатовских артистов – С. Любшина, А. Калягина, А. Вертинской, Ю. Богатырева, А. Степановой. Общий дух лёгкости из атмосферы репетиций перенёсся в сюжет игры. Он заставил режиссера забыть про «Мольера-страдальца» и развеселиться наперекор замыслу.
МОЛЬЕР ("КАБАЛА СВЯТОШ")
Первую постановку пьесы М.А. Булгакова «Мольер» (первоначальное название “Кабала святош”) постигла неудача.
Сразу после премьеры в 1936 году в газете «Правда» вышла статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», инициированная председателем Комитета по делам искусств П.М. Керженцевым, который предложил не закрывать спектакль, а предоставить МХАТ самому отречься от него. Театр выполнил указание власти с изумившей Булгакова поспешностью, которую тот никогда не смог простить руководству театра.
Вскоре после запрета спектакля М.А. Булгаков покинул театр, объяснив, что ему «тяжело работать там, где загубили «Мольера». В результате спектакль, который репетировали пять лет, прошёл всего семь раз.
После полувека пьеса Булгакова вновь вернулась на мхатовскую сцену. В спектакле 1988 года, получившем первоначальное название «Кабала святош», многие важнейшие темы пьесы были микшированы.
Тема художника и власти в этом спектакле звучала скорее как тема тесноты и спертости театрального быта, в котором приходится проживать жизнь. Эта тема была проведена на всех уровнях спектакля. Даже декорация, сделанная художником А. Фрейбергсом, была выстроена из больших и маленьких кофров-сундуков, которые в старых театрах использовали для перевозки костюмов.
В спектакле был занят цвет труппы Художественного театра: Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, НатальяТенякова, Вячеслав Невинный и другие.
Спектакль шел на сцене Художественного театра более десяти лет и каждый раз с грандиозным успехом.
Выставка “МОЛЬЕР - ТОРЖЕСТВО ТЕАТРА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ” проходит в Зеленом фойе Музея МХАТ в Камергерском переулке с 1 апреля по 15 мая. В экспозицию в Зеленом фойе в Камергерском переулке включены эскизы костюмов и декораций в исполнении А. Бенуа (“Мнимый больной” (1913), П. Вильямса (“Мольер” (1936), “Тартюф” (1939), Н. Ульянова (“Мольер” (1936), А. Фрейбергса (“Кабала святош” (1988), а также фотографии из спектаклей и костюмы из “Тартюфа” в постановке А. Эфроса (1981 г.) и из “Кабалы святош” в постановке А. Шапиро (1988 г.)
Билеты вы можете приобрести на нашем сайте или в кассах музея.