Найти тему

Эдвард Уильям Годвин (Edward William Godwin) (1833–1886)

Лида Комогорова

Эдвард Уильям Годвин был английским архитектором, дизайнером, декоратором интерьеров, антикваром и театральным продюсером, а также значительным реформатором дизайна, писателем и критиком.

По образованию архитектор, Годвин практически не имел формального опыта в проектировании или изготовлении мебели.

Его ранние работы включали реставрацию и косметический ремонт двух церквей готического возрождения в Корнуолле, в том числе церковную мебель: Годвин выполнил мебель в реформированном готическом стиле, заимствованном из средневековых источников.

Но именно благодаря своему заказу для третьего графа Лимерика в замке Дромор, он смог продемонстрировать свой особый подход к мебели, используя эклектичное сочетание готики, кельтского, китайского, японского и египетского стилей.

В 1867 Годвин переехал в Лондон, и был разочарован тем, что было доступно из готовой мебели.

Он занялся проектированием, и из стремления к экономии распорядился, чтобы она была сделана из не дорогой древесины и эбонизированна. Не было ни лепнины, ни орнаментальной работы по металлу, ни резьбы.

Он пытался добиться экономичного производства, простым группированием твердого и пустотного, используя ломаные очертаниями.

                                           Буфет 1867-1870 гг. Мануфактура William Watt & Co.
Буфет 1867-1870 гг. Мануфактура William Watt & Co.

Оригинальный буфет был разработан Годвином для столовой его Лондонского дома в 1867 году.

Он функционален благодаря выдвижным ящикам, регулируемым полкам и стеллажу, на котором можно разместить больше посуды между шкафами.

Конструкция и отделка практичны и гигиеничны, с твердыми поверхностями и простым декором, а приподнятая нижняя полка обеспечивает доступ для мытья пола.

"Кофейный" столик                                                                                                                              Мануфактура, вероятно, William Watt& Co (1857-1885/87)Столик, вероятно, самый распространенный из проектов Годвина.
"Кофейный" столик Мануфактура, вероятно, William Watt& Co (1857-1885/87)Столик, вероятно, самый распространенный из проектов Годвина.

Он жаловался на то, что видел этот дизайн "почти везде, куда бы я ни пошел, - в частных домах, в выставочных залах, на картинах и в книгах".

Годвин считал, что "искусство" стола заключается не в мастерстве изготовления, а скорее в синтезе линий и пропорций. Он отметил, что "видел, как изменились линии, изменились пропорции, пока то, что я считал красотой, не стало для меня оскорблением и бельмом на глазу".

Создание кофейных столиков приписывают Уильяму Годвину, вдохновленному кофейными традициями Османской империи, и японскими столами, используемыми в чайных садах.

Стол (1857-1885/87)                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Мануфактура, приписываемая William Watt                                                                                                                                                              
Грецкий орех
Стол (1857-1885/87) Мануфактура, приписываемая William Watt Грецкий орех
Подвесной шкаф, 1877 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                    Мануфактура William Watt & Co.                                                                                                                                                                                                                    Красное дерево, фацетированное стекло
Подвесной шкаф, 1877 г. Мануфактура William Watt & Co. Красное дерево, фацетированное стекло

Среди многих лондонских фирм, с которыми был связан Годвин, были Green & King (мебель для ратуши Нортгемптона), Art Furniture Co. (вместе с Артуром Бломфилдом и Чарльзом Локком Истлейком), William Watt, Collinson & Lock, WA & S. Smee, Gillow (из Ланкастера и Лондона), Cox and Son, Waugh & Co. и James Peddle.

В каком бы стиле он ни работал, из каких бы источников ни заимствовал, он всегда находил собственную изобретательную интерпретацию. Он объяснял это так:

«Достаточно легко создать мебель, прямо имитирующую какой-либо конкретный стиль… То, что я пытался закрепить в дизайне, было, скорее, современной обработкой некоторых хорошо известных и вызывающих восхищение стилей».

Многие из его проектов мебели были воспроизведены в книге Уильяма Уотта «Художественная мебель по эскизам Э. У. Годвина, FSA, с советами и предложениями по домашней мебели и украшениям» (1877 г.). 

Стул в греческом стиле 1885 г.                                                                                                                                                                         Мануфактура William Watt & Co.
Стул в греческом стиле 1885 г. Мануфактура William Watt & Co.

Стул "Ива" (1857-1885/87)                                                                                                                                                                                                                           Мануфактура, приписываемая William Watt                                                                                                        Эбонированный бук, с плетеным сиденьем и спинкой.
Стул "Ива" (1857-1885/87) Мануфактура, приписываемая William Watt Эбонированный бук, с плетеным сиденьем и спинкой.

Для Годвина было крайне важно, чтобы мебель была хорошо спроектирована и в то же время подходила для рентабельного производства.

Уильям Годвин сделал серию для Уильяма Уотта под названием «Экономическая мебель» для гостиной и спальни, которые описал как «предназначенные для одиноких людей, живущих в небольших комнатах».

Он экспериментировал с модульной и встроенной мебелью, где функциональность была очевидна в многоцелевых функциях, которые он включил в свои формы мебели.

Стол 1875 г.                                                                                                                                                                                  
Мануфактура Collinson & Lock, London
Стол 1875 г. Мануфактура Collinson & Lock, London

Из наиболее часто встречающихся конструкций Годвина, варианты которые производились как William Watt, так и Collinson & Lock, — это восьмиугольный стол с восемью ножками.

Вдохновением для этих столов послужили китайские подставки из твердых пород дерева, использовавшиеся для фонарей или бассейнов со времен династии Мин.

Обои "Бамбук" 1872 г.                                                                                                                                                                                                                    для мануфактуры  Jeffrey & Co.
Обои "Бамбук" 1872 г. для мануфактуры Jeffrey & Co.

Уильям Годвин впервые разработал обои в 1872 году. Они производились в то время, когда обойная промышленность в Англии переживала бум.

Годвин представил новый оригинальный стиль узора для обоев, сочетающий в себе как английские, так и японские влияния.

Эти конструкции сильно отличались от других коммерчески выпускаемых и доступных в то время.

Цвет играл очень важную роль в творчестве Годвина, особенно в его японских проектах. Сочетание цветов в этом дизайне типично для японских гравюр.

"Парча бабочки"  1874-1876 гг.                                                                                                           Мануфактура Warner and Sons.
"Парча бабочки" 1874-1876 гг. Мануфактура Warner and Sons.

Этот тканый шелковый текстиль демонстрирует зрелый англо-японский стиль Э. У. Годвина.

Основной круговой рисунок цветка магнолии происходит от японского герба.

Окно 1867 г.                                                                                                                                                Свинцовое витражное и цветное стекло
Окно 1867 г. Свинцовое витражное и цветное стекло

Одно из двенадцати окон, спроектированных Годвином для гостиной в замке Дромор.

На окнах были изображены месяцы года, основанные на календаре Эдмунда Спенсера "Шепардес" (1579).

Уникальный стиль Годвина был результатом понимания вызовов дизайна девятнадцатого века в сочетании с восхищением и уважением к прошлому.

Он призывал студентов изучать все цивилизации, предупреждая их не специализироваться на одном конкретном стиле. Он советовал им, если их когда-нибудь спросят, в каком стиле они работают, отвечать «в моем собственном».

Работы Эдварда Уильяма Годвина можно посмотреть здесь:

Victoria and Albert Museum

The Museum of Modern Art

The Metropolitan Museum of Art

Oscar Graf Gallery

Meisterdrucke

Phillips Auctioneers

Artnet