Оказывают ли игры виртуальной реальности влияние на младших школьников?

103 прочитали
 Светлана Кошелева   представляет  проект на конкурс студенческих научных проектов «Применение ВР технологий в экстремальной психологии – 22», проводимый факультетом экстремальной психологии...

Светлана Кошелева   представляет  проект на конкурс студенческих научных проектов «Применение ВР технологий в экстремальной психологии – 22», проводимый факультетом экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Виртуальная реальность – трехмерная компьютерная среда, взаимодействующая с человеком: человек погружен в эту среду при помощи различных устройств (шлемы, очки и т.д.), является частью виртуального мира, управляет виртуальными объектами и предметами.

 Светлана Кошелева   представляет  проект на конкурс студенческих научных проектов «Применение ВР технологий в экстремальной психологии – 22», проводимый факультетом экстремальной психологии...-2

История создания идеи погружения человека не в физическую среду берет свое начало в Средних веках в сфере искусства. С целью вовлечь человека в происходящее создавались картины и фрески особым, вогнутым способом для создания ощущения сопричастности происходящему.

Рафаэль «Диспут»
Рафаэль «Диспут»

Время идет. Технический прогресс не стоит на месте. В ХIХ веке создаются первые стереоскопы. Принцип их действия прост: две одинаковые картинки помещали в разные линзы, создавая тем самые некое подобие 3D эффекта. Один глаз видел одну картинку, другой – другой, мозг объединял происходящее на изображениях создавая иллюзию движения.

 Светлана Кошелева   представляет  проект на конкурс студенческих научных проектов «Применение ВР технологий в экстремальной психологии – 22», проводимый факультетом экстремальной психологии...-4

В конце ХIХ века в США была создана первая в мире лаборатория, занимающаяся исследованием и разработкой устройств виртуальной реальности. Такие устройства использовались военными для повышения квалификации военнослужащих. Тогда же и был введен термин «virtual reality» - «виртуальная реальность» или ВР.

В современном 21 веке виртуальная реальность используется в разных сферах человеческой жизни: медицина, образование, военное дело и других.

В последнее десятилетие ВР технологии активно внедряются в образование на разных его ступенях. Они активно применяются на уроках: информатики, естествознания, математики, иностранные языках, физкультуре.

В начальном школьном образовании ВР технологии в меньшей степень затрагивают образовательную деятельность. Однако существуют игры, несущие в себе не только развлекательный компонент, но и обучающий.

Но могут ли они оказывать влияние?

Для ответа на данный вопрос обратимся к определению виртуальной реальности. Виртуальная реальность (ВР, англ. virtual reality, VR, искусственная реальность) — созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. 

Из данного определения следует, что ВР технологии оказывают влияние на человека в любом случае. Но какое? На этот вопрос и призвано ответить наше исследование.

Целью данного исследования является оценка влияния ВР - игр на младшего школьника. Эмоции ребенка и его психологическая безопасность встают во главе угла исследования. Это связано с тем, что психика ребенка 7-11 лет лабильна и подвержена изменениям при внешней стимуляции. Такой стимуляцией выступают виртуальные игры.

Для проверки, мы взяли 2 группы ВР – игр: полностью безопасные (спокойные, релаксационные) и условно безопасные (присутствует какое – либо влияние на организм человека: на вестибулярный аппарат, есть шумовое и зрительное воздействие) и изучили, как они действуют на детей в реальных условиях. Но следует учесть, что все эти игры имеют маркировку от производителя, как подходящие для младших школьников. На «полностью безопасные» и «условно безопасные» их разделила наша группа экспертов, куда входили педагоги, психологи и родители (про экспертизу мы писали ранее ).

 Светлана Кошелева   представляет  проект на конкурс студенческих научных проектов «Применение ВР технологий в экстремальной психологии – 22», проводимый факультетом экстремальной психологии...-5

Перед тем, как познакомить детей с ВР-играми, мы предложили участникам пройти тестирование. Результаты первого тестирования показали, что свое физическое, эмоциональное и психологическое состояния дети оценивают выше среднего. Присутствует экзаменационная тревожность. В данном случае, это нормально, так как дети 10-11 лет переживают из-за контрольных работ и оценок после.

Затем, произвольно разделив группу детей на две подгруппы, мы предложили всем учащимся 1 подгруппы поиграть в безопасные игры, второй – в условно безопасные. И сравнили результаты.

Выяснилось, что после того, как дети поиграли в безопасные игры, их эмоциональная безопасность стала выше, тревожность заметно снизилась. Произошло много позитивных изменений. У детей достоверно увеличилось количество позитивных эмоций, таких как радость, удивление, интерес, удовольствие. В целом повысилась активность Суперэго – это такая структура личности, которая отвечает за высшие психические проявления, за мораль, нравственность ребенка и это очень хорошо, что ВР игры ее пробуждают. Также снизились проявления агрессивности, у детей уменьшилась общая агрессивность, склонность к вербальной агрессии и боязнь агрессии и защитная агрессия. И даже субъективные показатели нездоровья уменьшились, то есть дети стали чувствовать себе лучше, спокойнее.

А у детей, игравших в условно безопасные ВР-игры, наоборот, тревожность и агрессия повысились. Хотя, все игры были подобраны в соответствии с рекомендациями экспертов и производителей. Дети стали взволнованней, напряженней, у них повысилась общая агрессивность, защитная агрессия, невротическая агрессия, появились некоторые субъективные признаки нездоровья, проявилась эмоция гнева. Однако, при этом, парадоксальным образом у них возникли некоторые высшие положительные эмоции, такие как чистый восторг. Это очень важная эмоции – она способствует активации резервных возможностей человека и развеивает некоторые когнитивные способности (http://e-notabene.ru/pp/article_29191.html)..

Это нас удивило и мы не нашли объяснения этому факту. С одной стороны полностью безопасные ВР игры (подобранные специально подготовленными взрослыми) хорошо действуют на ребенка, вызывают у него положительные эмоции, улучшают физическое состояние, но они не дают пиковых переживаний, а такие переживания, типа инсайта, озарения дают только не совсем безопасные игры, которые не всегда позитивно воздействуют на здоровье ребенка. Что делать? Обезопасить ребенка от всех негативных переживаний, но лишить его возможности иногда испытывать чистый восторг, удовлетворяясь радостью и удовольствием? Или подвергнуть риску, зато оставить шанс, иногда, не слишком и часто, испытывать пиковые переживания и чувство озарения?

Проведя несколько серий наблюдений и тестирования, проанализировав полученные данные, сделаем выводы:

ВР-игры оказывают влияние на детей независимо от возрастного ценза производителей и рекомендации экспертов.

Для снижения негативного влияния ВР-игр на детей, необходимо уменьшить время пребывания ребенка в виртуальной реальности. Рекомендуемое время 10-15 минут.

Условно безопасные игры сильнее влияют на детей, чем безопасные игры. Это связано с тем, что в условно безопасных ВР-играх есть активное звуковое и цветовое сопровождение. Так же, данные игры, могут оказывать влияние на вестибулярный аппарат, что снижает психологический комфорт игры.

 Светлана Кошелева   представляет  проект на конкурс студенческих научных проектов «Применение ВР технологий в экстремальной психологии – 22», проводимый факультетом экстремальной психологии...-6

Что же касается ответа на вопрос. Да, влияние, безусловно, есть. Но какое? Можно ли считать его психологически и эмоционально безопасным или все – таки опасность присутствует? Для ответа на этот и другие вопросы проводится вторая серия исследования. О результатах которого, мы напишем еще одну статью, где подробно изложим все действия и методики.

А как по-вашему: оказывают ли ВР – игры влияние на детей?

Может ли это влияние нести положительное воздействие или оно является только отрицательным?

Исследование проводилось на базе Лаборатории виртуальных технологий и резервных способностей личности факультета «Экстремальная психология» МГППУ  (по проекту РНФ № 19-18-00058).

(с) Светлана Кошелева, магистрант факультета экстремальной психологии МГППУ

Благодарим за внимание к проектам и материалам что мы выкладываем, становитесь нашими подписчиками и ожидайте новых статей. Не забывайте задавать вопросы и просто комментировать.

#виртуальная реальность #VR игры #дети #младшеклассники