Найти тему
Новости Татарстана

Молодожены Татарстана стали взрослее

Татарстанцы не торопятся создавать семьи и становиться родителями. Тем временем число умерших в республике превысило число новорожденных в 1,5 раза. Об этом и других демографических тенденциях Татарстана в интервью KazanFirst рассказывает директор Центра семьи и демографии Академии наук РТ, доктор социологических наук Чулпан Ильдарханова.

- Численность населения России снизилась на 1,2 млн человек за счет резкого увеличения смертности при замедлении притока мигрантов. В целом по стране за 2021 год число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза. Таковы итоги демографического рейтинга регионов России. Коснулись ли эти тенденции и Татарстана?

– По данным Росстата, по итогам 2021 года в республике число умерших превысило число родившихся в 1,5 раза. Учитывая, что начиная с 1930 года до 1 января 2019 года население республики в абсолютных значениях только увеличивалось и за это время татарстанцев стало больше на 1 млн 142 тысячи 94 человека, сложившаяся ситуация представляет серьезный вызов для нашего региона и нашего демографического наследия.

- Какие районы демонстрируют особо высокие результаты в плане развития демографии?

- В Демографическом докладе Республики Татарстан, который ежегодно готовит Центр семьи и демографии АН РТ, мы проанализировали показатели рождаемости за 21-летний период (2000-2020 гг.). Материнский инстинкт в наибольшей мере развит в Новошешминском и Муслюмовском муниципальных районах. Именно эти районы стали передовиками по рождаемости. Это лидеры в нашем регионе по суммарному коэффициенту рождаемости (количество детей, которое в среднем рожает одна женщина в течение жизни).

-2

С 2006 года количество детей, которых в среднем родила одна женщина в Новошешминском и Муслюмовском районах, составляет 3,36. Это в два раза выше среднего по республике (в Татарстане этот показатель составляет 1,5 ребенка на женщину). По сути, эти два района – это территория многодетных семей.

Конечно, многодетных матерей в абсолютных значениях в этих районах будет меньше, чем, например, в Казани. Но в долевом соотношении их больше сконцентрировано в сельских районах.

- А в чем феномен такой устойчивой тенденции рожать по трое и больше детей на определенных территориях?

- Если мы обратимся к социологическим теориям, есть эффект теории подражания. Когда тебя в рамках одного населенного пункта окружают семьи, в которых по трое детей, это так или иначе вдохновляет и тебя. Ты видишь, что женщина способна справиться с воспитанием множества детей, при том, что и у других матерей примерно такой же размер дохода, как у тебя, и живут они неплохо, дружно.

-3

А если в городе тебя окружают либо однодетные либо двухдетные семьи,  это становится твоей привычной картиной мира, соответственно, твоей нормой. Наше социальное окружение определяет наши намерения родить определенное количество детей.

Получается, что многодетная семья становится некой традицией. Она передается в рамках семьи. В наших сельских муниципальных районах миграция, конечно, есть, но все-таки есть и укоренение сельского населения. В Новошешминском и Муслюмовском районах сейчас растут дети, которые по традиции тоже будут воспроизводить многодетные семьи, если они не уедут, – это снова укрепит эти районы.

- Как выглядит демография Татарстана на уровне России?

- На фоне Российской Федерации в Татарстане средний возраст материнства чуть выше. По России этот показатель составляет 28,7, а для нашего региона норма – это 29-летние мамы. Это не значит, что это возраст рождения первенцев, это в совокупности. Чем это плохо? Это отражается на количестве детей, которых женщина рожает в течение жизни. То есть если бы средний возраст матерей был пониже, то и шансов на появление вторых и третьих детей было бы больше.

-4

А в Европе все еще хуже. Там средний возраст материнства близится к 40 годам. И вот там шансов на то, чтобы суммарный коэффициент рождаемости вырос, совсем мало. На этом фоне наши демографические показатели очень хорошие.

- А как меняются возрастные категории материнства в Татарстане?

- Самая молодая группа у нас -  это 15-19-летние мамы. За 21 год наблюдений доля рождений в этой группе снизилась в пять раз – с 10 до 2 процентов. Больше всего молодых мам из этой категории на сегодня наблюдается в Алексеевском муниципальном районе.

Рождаемость в группе матерей от 20 до 24 лет снизилась за 21 год более чем в два раза – с 39 до 16 процентов.

А вот доля рождаемости среди матерей в возрасте 30-34 года выросла в два раза – от 15 до 31 процента. Мы бы, конечно, хотели объяснить это только тем, что увеличивается доля вторых и третьих рождений, но, к сожалению, это совсем не так. Поздний возраст рождения первенца для нас до сих пор остается настоящим вызовом.

-5

- При этом есть изменения в институте семьи?

- Традиционно наш регион  старается сохранять ценности семьи. Я имею в виду, что заключение брака в республике все-таки предшествует рождению ребенка. И все же откладывание заключения брака на более зрелые годы, а соответственно, и рождение детей - по-прежнему актуальный вопрос в сфере семейной демографической политики. То есть возраст вступления в брак как для мужчин, так и для женщин становится все старше.

В то же время в Татарстане сохраняется потенциал для омоложения института брака. У нас есть молодые женихи в возрасте от 18 до 24 лет. В 2019 году больше всего таких было в Дрожжановском, Кукморском, Аксубаевском районах. Там от всех зарегистрированных в браке молодых было 30 процентов. Это много, если учитывать, что браки у нас взрослеют.

Еще интересный факт – за 21 год произошло снижение доли детей по Республике Татарстан, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, на 10 процентов. Иначе говоря, матерей-одиночек на 10 процентов стало меньше.

-6

- Что за этим следует?

- После этих цифр хочется сразу порадоваться, что рождения теперь стали чаще проходить в браке, что брак все больше сопряжен с рождением ребенка. Но чтобы делать такие выводы, нужны очень глубокие исследования, а они связаны с тем, что нужно отслеживать рождение первых, вторых, третьих детей. Потому что первый ребенок мог родиться в браке, а второй – вне. И наоборот. Поэтому нужны детальные исследования, и вообще есть основания предполагать, что за 21 год женщины в меньшей мере стали рассматривать приемлемым для себя рождение ребенка без мужа. Раньше женщина была готова растить его в одиночестве, а сейчас мировоззрение, сознание женщин значительно изменилось.

- А что можно сказать об изменениях в поведении мужчин?

- У нас было интересное исследование – Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса - о том, хотят ли мужчины детей, готовы ли они принимать участие в их воспитании. Опрос показал, что есть серьезная проблема – у мужчин - не важно, семейных или нет - нет образа отца. Никто не знает, как себя вести, что говорить ребенку, как с ним играть. Из собственного опыта родительской семьи тоже не у всех есть эти стратегии. Нужен не просто образ отцовства. Научить мужчин быть хорошими папами – серьезная социальная задача.

- Каковы прогнозы демографического развития республики?

- Росстат дает три варианта демографического прогноза для России в целом и для субъектов: оптимистический (высокий), средний и пессимистический (низкий). Эти прогнозы корректируются каждый год, и перспективы воспроизводства населения меняются кардинально. Например, по высокому прогнозу, составленному с учетом населения на начало 2018 года, Республику Татарстан к 2033 году ожидали светлые времена увеличения численности населения свыше 4 млн человек, по среднему – около 4 млн. Но состояние народонаселения на начало 2021 года кардинально изменило возможные траектории демографического развития страны в целом и Татарстана в частности. По высокому прогнозу есть вероятность достичь почти 4 млн человек, по среднему – 3 млн 866 тыс. 200 человек.

-7

Увеличение численности населения на данном этапе происходит за счет рождений от многочисленного поколения 1990-х годов, но этот репродуктивный контингент уже исчерпает себя, нам не удастся регулировать прирост населения за счет рождаемости. Здесь не обойтись без миграции, но миграция – это перспектива не самая благоприятная в том ключе, как она влияет на национальную культуру. Зачастую она неблагоприятно влияет и на преступность. Готовы ли мы к тому, чтобы размывать свои этнические корни за счет того, что миграция решит демографические проблемы?