Обучение на экономическом факультете принесло много плодов в мою жизнь. Да, на открытие своего дела пока нет ни времени, ни сил - и это не отговорка. Но проверка теории на практике оставила после десятки вопросов.
Зачем малому бизнесу (ИП или самозанятому) нужна статистика? Я не говорю об этом виде анализа в целом. Да, нужно знать какие позиции топовые, а какие лежат годами прежде чем за ними придут; нужно знать и понимать зависимость именно вашего бизнеса от сезона или логистики. Но статистика в целом - это не просто просмотр графиков продаж или изучение выручки по месяцам.
Статистическое исследование - это изучение социальных, экономических и иногда политических явлений. Для правильного ведения статистики нужно собрать информацию, сформировать базу исследования, сгруппировать по количественному или качественному признаку и после обобщения дать аналитический вывод.
На основе статистической информации принимаются решения по дальнейшему ведению и развитию бизнеса. Но насколько глобальное исследование требуется именно малому предпринимательству? Однозначного ответа нет, так как функционал и ЦА у каждого товара своя. Для узконаправленной деятельности подойдёт систематическое неглубокое исследование (например, каждый квартал).
Рис. 1.1.
Приложенная гистограмма показывает важность в развитии бизнеса. Менее важное значение статистическое исследование имеет для тех видов бизнеса, которые не зависят от сезонности и являются постоянной потребностью человека (образование, медицина, детские кафе или комнаты). В таком бизнесе статистические исследования проводятся реже. Их проводят либо для инновационных включений (например закупка нового медицинского лазера), либо для выявления рентабельности рекламных компаний и выявления ошибок в логистических решениях.
У сезонного бизнеса потребность в статистических исследованиях выше. Ведь бизнес должен приносить круглый год. Например, СТО нужно понимать, когда массы людей поедут на шиномонтаж. Из этих статистических исследований зависит выручка СТО и загруженность, иногда потребность в дополнительных рабочих или временном увеличении времени работы.
На начальном этапе проведение статистических исследований ложится на плечи собственника бизнеса. В дальнейшем рекомендую нанять в свою команду аналитика или обращаться в сторонние компании для оценки и анализа бизнес решений.
Вывод: статистика важный аспект для оказания любой услуги или торговой точки. Самое главное понять влияние социально-экономической сферы именно на Вашу нишу.