В 90-х в больших городах всего мира заброшенные индустриальные объекты стали приспосабливать под художественные или бизнес-пространства. Так, бывшая электростанция стала галереей Тейт Модерн, а промышленный район МитПикинг в Большом Яблоке преобразился, расцветая гроздью офисных зданий и бутиков лучших мировых брендов.
В нулевые это веяние добралось и до Москвы, где для него был полный простор; промзоны в ту пору занимали четверть города. Архитекторам удалось сберечь внешний облик, в то же время добавив сюда удобство, комфорт и современный функционал.
В нашем материале мы расскажем, как овеянные легендами заводы превратились в общественные пространства для городской молодёжи.
«Красный Октябрь»
Выполненное из красного кирпича бывшее заводское здание расположено на стрелке Болотного острова. Было основано в 50-х годах XIX столетия немецким купцом Фердинандом фон Эйнемом, который стал известен ещё в 1853-1856 году, поставляя солдатам и офицерам на фронт сладости собственного изготовления. В 1867 году на пару с Юлиусом Гейсом зарегистрировал партнёрство и открыл на Мясницкой фабрику.
Спустя десятилетие Эйнем уступил свою половину Гейсу, а тот купил участок на Болотной. Ещё через год фабрика попала в число поставщиков императорского двора, а её продукция получила приз выставки в Париже. Производство расширялось, стали появляться другие цеха и многочисленные складские и офисные помещения. Одним из архитекторов здания был Калмыков – тот же, что проектировал Третьяковку.
В 1918 году предприятие попало в казну, а в 1922 стало носить современное название. Во время войны тут выпускали шоколадные плитки для моряков подводного флота и пилотов авиации: в нём было повышенное содержание кофеина. Именно тут родились «Алёнка» и легендарные «Мишки на севере».
В 2004 после открытия Патриаршего поста появился прогулочный маршрут от ХСС к фабрике. Именно тогда художник Дубоссарский предложил сдать в аренду расположенные тут пустующие гаражи. В 2009 году тут открыли институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка». Сейчас тут есть музей и крошечное производство, где изготавливаются хенд-мейд конфеты, а комплекс исторических зданий на Болотной превратился в развлекательный кластер с искусствоведческим уклоном.
«Винзавод»
В начале всё того же XIX столетия купчина Фридрих Даниэльсон приобрёл усадьбу Волконской в Сыромятническом переулке и основал тут пивоварню. В середине сороковых это было второе производство в старой столице с годовой выручкой в 58 тысяч рублей.
В середине века заводская территория была рассечена на две части Курско-Московской железной дорогой, и все заводские сооружения вскоре оказались сосредоточены в северной её части. Тут поменялось несколько владельцев, пока, наконец, в 70-х завод не купили братья Тарусины, которые снабдили фабрику тремя паровыми механизмами, позволявшими делать пиво отличного качества. В 1889 их сменила династия Травниковых, а на месте пивоварни выпускали плодовые, ягодные и десертные вина из местного сырья, а также винограда Крыма и Кавказа. В советские годы ассортимент стал необычайно широким – до 180 наименований – но 90-е убили производство, и фабрику закрыли.
А в нулевых всё это стало центром творчества и искусства «Винзавод». Дореволюционные заводские цеха стали выставочными залами, а собственники (арендаторы, конечно) приютили тут множество магазинов, некоммерческих объектов и тому подобной радости.
Даниловская мануфактура
В 1867 году столичный предприниматель Мещерин приобрёл себе небольшой красильный заводик в правобережье Москвы-реки. Очень скоро это место стало Даниловской мануфактурой, где делали разнообразные ткани и делали изделия из них, после чего всё это реализовывалось в, как бы сейчас сказали, монобрендовом магазине.
Вокруг завода Мещериным был построен городок для рабочих. Особого богатства не было, но вся необходимая инфраструктура, включая учебный корпус, где желающие могли освоить любое из необходимых на фабрике ремёсел, была. А дети, умевшие рисовать, даже могли освоить художественную роспись по ткани.
В начале XX столетия новый собственник, барон Кнопп, сделал предприятие крупнейшим в Москве, а в 1912 году тут стали выпускать расписные ткани к юбилею войны с Наполеоном. После того, как в 1918 году завод был национализирован, он получил имя командарма Фрунзе. В конце XX столетия оказался заброшенным, и единственное, что несло сюда жизнь, была вещевая барахолка.
В 2006 году комплекс на Варшавке был реконструирован в духе современных идей. Фасады были очищены от лакокрасочного покрытия, старинные чугунные лестницы, крупные окна с сегментарным остеклением и высокие своды потолков – восстановлены. Тут поселились многочисленные и развесёлые редакции столичных средств массовой информации.
Фабрика Станиславского
Всемирно известный Станиславский был частью династии Алексеевых – они ещё в конце XVIII века стали делать канитель – нитку с добавлением серебра или золота, которая используется в ювелирной промышленности и отделке одежды. Производство быстро росло, и Алексеев вскоре получил звание купца первой гильдии, а затем и прикупил себе землицы на Малой Алексеевской, ныне Станиславского. Константин Станиславский встал у руля семейного бизнеса в 1892 году и расширил ассортимент, добавив к традиционному проводку и кабели; в 1912 году был открыт новый корпус, а затем при предприятии открылся самодеятельный театр.
Революция превратила фабрику Станиславского в государственное предприятие «Электропровод». В 2002 году собственно производство было переведено в Московскую область, а это здание стало деловым центром «Фабрика Станиславского». Тут возникло арт-пространство, а в бывшем театральном приделе открылась Студия театра, представляющая собой филиал МХАТ имени Чехова.
«Большевик»
Отсчёт хронологии этого здания начался в 1855 году, когда французы Сиу открыли небольшую кондитерскую на Тверской. Место было удачным, рецептура – отменной, и место стало пользоваться у москвичей колоссальным спросом. Дело было продолжено их детьми, тремя братьям Сиу. В 1883 году они на паях организовали торговый дом «Сиу и Ко», а также открыли на Петербургском – ныне Ленинградском проспекте – шоссе предприятие по изготовлению шоколада.
Проект принадлежал соплеменнику владельцев фабрики, Оскару Дидио. Братья Сиу стали первыми в России производителями твёрдого шоколада, хотя этим дело не ограничивалось; в ассортименте фирмы были десятки различных сортов конфет, зефира, шоколада и другой сладкой снеди. У бренда появились собственные магазины в крупнейших городах империи, а к 1913 году Сиу стали поставщиками императорского двора.
Закончилось всё в 1918 году национализацией, после чего семейству пришлось покинуть Советскую Россию. Предприятие переименовали, а с 1927 года тут стали выпускать разнообразные печенья и прочую мучную продукцию, а все прочие производственные линии поставили на реконструкцию.
В 2012 году историческое производство перебралось во Владимирскую область (ценители утверждают, что вкус после этого сильно испортился), а здание подверглось впечатляющей по масштабам реконструкции. Сейчас тут музей отечественных импрессионистов, но для преданных фанатов бренда есть кондитерская лавка, где продаются сделанные по традиционной рецептуре тортики и шоколадки.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих
✅ Внезапный вопрос: почему только в России в квартирах ставят двойные входные двери?
✅ Известные бренды, которые до сих пор носят имя своего основателя
#заводы #москва #арт-пространство #россия #фабрика