Найти тему
Андрей Сталк

Кислород

"Кислород", Россия, 2008
"Кислород", Россия, 2008

Дышите глубже

Трудно найти глубинный смысл в фильме «Аватар». Режиссер Джеймс Кэмерон там отладил каждую деталь эпизода, каждый музыкальный такт, процедил миллионы терабайт информации в поисках жемчужного зернышка. Легко найти глубинный смысл в натюрморте пациента психической лечебницы, которому в качестве терапии выдали картон и акварельные краски. Раздувшаяся радужным мыльным пузырем картина Игоря Вырыпаева практически сразу же и лопнула, несмотря на тот факт, что пресловутую глубину здесь можно черпать ковшом экскаватора. Собственно, «Кислород» именно для этого и снят, потому что в лоб лента смотрится чуть меньше, чем никак. Минимум происходящего, минимум артистов, минимум экранного времени – один час тринадцать минут вместе с титрами для прокатного фильма.

Можно подумать, что это судьба арт-хауса – за неимением средств для визуализации растекаться грязноватой лужей аллюзий и галактической философией. На самом деле наличие трех миллионов и поддержки Министерства культуры иркутскому режиссеру гарантировало большие творческие возможности. Но, или Вырыпаев изначально настроил концептуал в режиме микро, либо, по старорусской традиции, деньги тратились иррационально. Паренек Саша полюбил девицу Сашу. Все. И любил её на протяжении десяти треков электронной музыки. Не в том качестве, который эксплуатируют хоум-студии, а в том, что дышать без неё не мог. А правое и левое легкое танцевало, только так получая необходимый кислород. Впрочем, для хоть какого-то экшна добавили убийство лопатой опостылевшей жены. Из-за рыжей, конопатой грохнул жёнушку лопатой.

Алексей Филимонов и, по странной случайности, жена режиссера Каролина Грушка старательно заполняли собой скудный кадр. Для пущей убедительности персонажи еще то и дело превращались в ви-джеев, повторяя для усвоения раз разом тексты, стилизованные под библейские. Десять заповедей, как же иначе, ведь мы смотрим интеллектуальное кино, кино не для всех. Не знаю почему, но у большинства отечественных режиссеров такое кино эквивалентно демонстрации физической и моральной грязи. Если это Москва – то наркота, травка и неформалы-маргиналы. Если провинция – то бырло, быдло и обшарпанные локации. Если любовь, то с привкусом дерьма и трупом, закопанным неподалеку от туалета типа сортир. Здесь не читают книг, не видят голубое небо, а философия сводится к тезису «если б папка не залез на мамку, где бы сейчас был я».

Большинство положительных отзывов вызвал подбор музыки. По сути, сам фильм – это по форме музыкальный альбом. Ритмический фон для нервных телоподергиваний, которые выдаются то за проявление высшего чувства, то за сермяжью правду очередного потерянного поколения, действительно получился органическим. Но, справедливости ради, в отличие от саунда советских фильмов, треки кино не пережили, да и сам «Кислород» предсказуемо оказался бабочкой-однодневкой, несмотря на проделанную работу по промоушну. Согласитесь, далеко не в каждой игровой ленте главный герой добрый один процент тайминга гуляет на фоне гигантского рекламного плаката этого же фильма. Впрочем, уверен, что в этом эпизоде собственного величия создателя творения, гурманы от кино найдут много слоев и отсылок.

Есть мнение, что мы дышим кислородом. Правда, биологи ответят, что смертельное отравление от чистого кислорода наступит уже через четверть часа. Игорь Вырыпаев превысил норму где-то на час. Другое дело, что его кислород тоже оказался изрядно разбодяженным разной дрянью. И ожидающие духовного оздоровления немного растерянно покидали кинозалы и компьютерные кресла. Ну что же, новый Кафка или Ларс фон Триер этой картиной в России не появился. Но, если лёгкие танцуют, значит, это кому-нибудь нужно. Например, Министерству культуры, которое существенный убыток от экранизации неоднозначной пьесы сочло ожидаемым результатом. Ну не привыкли наши люди правильно дышать, чего уж. Пусть ждут своего второго «Аватара», там проклятые буржуины все опять по полочкам разложит, мерчендайзеры туевы.