Часть 2
Полная карта маршрута есть на видео
3 мая. От Аккумсагыза также сначала степью, потом проселками. Направление – деревня Ебейты. Температура за бортом наконец то начинает повышаться. Около 20 градусов, но ветрище не позволяет расслабиться. Средняя скорость по проселочным дорогам оказалась заметно ниже предполагаемой: 40-45 км/ч вместо ожидаемой 50-60 км/ч. Кругом пылище и песок – без кондера была бы печалька. В Ебейты не заезжая уходим по «объездной» к реке Сагыз. Брод в этом месте глубокий, хотя, может, и проскочили бы. По описаниям рядом должен был быть нормальный брод, поэтому рисковать на стали. Несколько петель вниз по течению и выехали на еще одну дорогу из деревни. Она выходила уже на брод с плитняком. Сток на глаз оценили примерно в 1 кубометр в секунду. Вода соленая. Немного ополоснулись и дальше – на Таскудук. Редкое кстати название для деревни – ни одной буквы «ы» в слове. В следующем топониме по дороге уже все в порядке – «Кырыкмылтык» или 4 «ы» на одно слово. Нормалды!
В этом месте дорога уходит далеко на запад от меловых гор Актолагая, протяженность которых около 100 км. Но самая интересная часть – это юг хребта, поэтому спускаемся все ниже и ниже. От Таскудука выбираем сдристыш влево до месторождения Мунайлы-Мола. Это ближайшая точка к Актолагаю, где присутствует более или менее нормальная дорога.
Где-то в это время поднимается настоящая пыльная буря. Видимость в отдельные моменты не превышала 1-2-3 метра. На улицу не выйти, окно не открыть. Хорошо, что встречки тут не бывает. Двигаемся по навигатору на ощупь, стараемся не потерять друг друга. Скорость упала до 10-15 км/ч. Постепенно видимость улучшилась, но пару часов потеряли. В один момент вообще выехали на участок без пыли и песка. Ветер ураганный – до 25-27 м/с. Немного попрыгали и полетали.
Карьер Мунайлы-Мола довольно-таки примечательный объект. Тут вроде как сам Нобель ковырялся в поисках нефти, которая в виде битума выходит на поверхность. Кроме битума по краям и внутри месторождения раскиданы шаровые конкреции, которые в принципе еще встретятся на самом Мангышлаке. Есть еще озерцо и другие артефакты карьерной деятельности. Долго не задерживались, т.к. слишком много времени потеряли в песчаной буре.
Дальше сложный участок – бездорожная степь до Актолагая. Особенность в том, что прямых дорог (с запада на восток) до гор не существует. Были отмечены еле заметные дороги сильно с сильным отклонением на север или на юг. Я наметил южный объезд, но по факту дороги тут не было. Местные дороги переметает песком, и они исчезают буквально за пару бурь. Прямо как зимой снегом засыпает. В итоге, двинулись по степи напрямки. Скорость около 15-20 км/ч. Отрезок 30 км. Только ближе к меловому озеру Кабысколь выскочили на дорогу, которая идет вдоль хребта на север. Между тем, вечерело. Было около 19-00. А закат в этих краях в 20:40. От графика начинаем прилично отставать (люблю эту фразу 😄). По планам на этот день помимо Актолагая была также гора Иманкара с пещерой Нобеля, а также Аккергешен. А тут, в итоге, только до Актолагая доползли.
Полчаса ехали вдоль гряды до того места, где дорога пересекает горы с запада на восток. Перед поперечной долиной свернули вправо и вверх по елезаметной дороге. Наверху оказалась укромная от юго-восточного ветрюгана площадка, где и запарковались. Сразу ломанулись на скалы, так как свет был в этот вечер просто охрененный: низкое солнце пробивалось сквозь отголоски пыльной бури. Уже внизу пошли первые находки – многочисленные белемниты, аммониты и другие ископаемые хреновины. И тут же первая неожиданная встреча: когда я залез на самый верх, наткнулся на живого шакала, который ловко учесал по верху хребта. Первая мысль была, что это волк, но сразу сообразил, что размер не тот… Как раз перед поездкой удивлялись, что шакалы в этом районе иногда встречаются. В общем, так и ползали пока не стемнело.