Найти тему
Бакси Клуб

Жек и Раф. Зарисовки из жизни в СССР.

Глава 1.

Это было давно, так давно, что ещё не родился прадед моего дедушки, а мне было только десять лет. Так давно, что деревья были ещё большими, а утренний сеанс детских фильмов стоил всего десять копеек. Десять советских полновесных копеек.
Мы были два кента, два друга - Жек и Раф. Мы учились во вторую смену, а значит, утро полностью принадлежало нам.

В то время все люди работали. Была даже статья за тунеядство. И поэтому, было совершенно естественным, что мои родители, как и родители Рафа, с раннего утра были на работе.

Мы встречались с Рафом каждое утро в условленном месте в 9 часов. До начала сеанса было ещё целых полчаса, и за это время нам нужно было успеть раздобыть где-то целое состояние - 60 копеек! Почему 60? Да всё очень просто - 10 копеек стоил билет в кино, и 20 копеек стоило вкуснейшее мороженое - пломбир в вафельных стаканчиках.

Это был не нынешний пломбир, напоминающий пластмассу, а натурпродукт, как, собственно, и всё в СССР - невероятно вкусный и не менее полезный.

Итак, у нас было целых полчаса, и Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей был в этот момент жалким первоклашкой по сравнению с нами!

- Давай сдадим бутылки. - буркнул Раф, выковыривая камешек из асфальта.

- Давай.- заинтересованно произнёс я. - А где мы их возьмём?

Для тех, кто не в курсе, в то время не было пластиковых бутылок, и любые напитки - лимонад, пиво, кефир и прочая шняга - продавалась в стеклянных бутылках, которые имели многократное применение, и поэтому, их можно было сдать за деньги в специальных пунктах приёма стеклотары.

За обычную поллитровую бутылку давали 10 копеек. Вообще-то, она стоила 12 копеек, но я родился и долгое время жил в Баку, а там цены почему-то волшебным образом округлялись. Сдача в 18 копеек в магазине автоматически превращалась в 15, и практически никто не возмущался, ибо это была система.

Можно, конечно, было потребовать свои кровные 3 копейки, и тебе их непременно отдавали, а если быть точным, небрежно швыряли, и твой настрой победителя моментально таял под брезгливым взглядом не только продавца, но и стоящих за тобой в очереди покупателей.

- У меня дома, в шкафу на балконе, должны быть несколько бутылок.

- Раф, ты же гений! - радостно воскликнул я!

- Пошли быстрее: опоздаем. - Раф мастерски сплюнул сквозь зубы.

Когда мы открыли шкаф на балконе у Рафа, мы оторопели! - Ощущение было, как у Аладдина, попавшего в пещеру с драгоценностями. Это был какой-то клондайк!

Кроме зелёных поллитровых бутылок из-под напитков, там были и кефирные бутылки, по 15 копеек за штуку, и огромное количество банок, от литровых, до трёхлитровых. Последние, почему-то, назывались "баллонами". Литровые банки принимали по 10 копеек, двухлитровые - по 20, и за "баллон" можно было выручить фантастические 30 копеек.

Быстро придя в себя, мы схватили по три бутылки каждый, и молча, действуя совершенно синхронно, как по команде, пулей выскочили из дома, и стремглав понеслись в ближайший пункт приёма стеклотары.

Приёмщик чем-то напоминал робота. Хватая по две бутылки враз каждой рукой, и выкладывая их по очереди правильным прямоугольником для последующего пересчитывания, он при этом, привычным и незаметным движением больших пальцев, проскальзывал по верхней кромке горлышка бутылки, проверяя их на сколы, и тут же возвращая обратно повреждённые. Спорить с ним было бесполезно, и народ в большинстве своём, оставлял эти бутылки там, (не тащить же их обратно).

И приёмщик с каменным лицом складывал их в отдельные ящики. И все понимали, что они будут сданы и использованы государством ещё раз, только деньги за них получит сам приёмщик, а не сдававший. Действительно же, повреждённые бутылки, непригодные даже для этой бутылочной мафии, складывались в совершенно отдельный ящик в углу. Пацаны же обычно не оставляли сомнительные бутылки, а забирали их, зачастую прихватив под шумок ещё пару-тройку чужих бутылей.

Зачем? Аааа! Это и было проявление высшего креатива! Ведь те бутылки, что были высокомерно забракованы в этой стеклотарке, вполне возможно было пропихнуть в другой!

Приносишь с честно-невозмутимым, глубоко пионерским идейным видом бутылки в другую приёмку, а там из шести бутылок, бракуют две, и ты снова богат!

Ну да ладно, что-то я отвлёкся от сути!

Глава 2.

Одно дело - придумать план добычи денег, другое - претворить его в жизнь. И третье - безусловно, самое приятное и самое опасное - став на время богачом, с важным видом проследовать от приёмки стеклотары - до кассы кинотеатра.

Ну, про приятное - понятно, ведь всем известно это ощущение Рокфеллера, будто ты можешь скупить весь мир. Ещё бы! в кармане целых 60 копеек! А вот почему опасное? А потому, что природа - уникальная штука, и воробей, только что сожравший мучного червя, сам может оказаться добычей кота. А так как мы являемся частью той же природы, то очень легко можно было дойти до касс кинотеатра уже без денег, с подачи местной гопоты.

А если это всё же удалось, то возле касс обязательно дежурила наиболее элитная часть местного хулиганья, или как мы их называли - хулики. Но против лома, как говорится, нет приёма, если нет другого лома. То есть, высший пилотаж заключался как раз в том, чтобы обойти эту мафию.

Я отдавал деньги Рафу и шёл к кассам. Раф отставал и ждал момента. Меня естественно, останавливали и пытались устроить шмон. Моим делом было вывести эту местную горе-блатоту из касс и отвлечь внимание. И пока шло разбирательство - "А этого знаешь? А того знаешь?" - Раф незаметно просачивался в кассу и купив два билета, пулей нёсся ко входу и ждал меня там. Поняв, что я пустой, от меня, конечно же, отставали, и я, воссоединившись с Рафом, попадал в синематограф - святая святых для всех ребят того времени.

Зачастую мы попадали вовнутрь уже после третьего звонка, когда уже начинался журнал. Журнал - это такая 10-15ти минутная заставка перед фильмом, либо о достижениях народного хозяйства, либо о доблестном трудовом советском народе. А иногда показывали "Фитиль" - сатирический ролик, высмеивающий недостатки отдельных неблагонадёжных лиц или целых организаций.

Поэтому мы, буквально на бегу, покупали мороженое и влетали в зал. Тут наш пыл оседал, потому, что, попав со света в темноту, нужна была пара минут, чтобы глаза привыкли к этому мерцающему миру, где в глаза бьёт свет от экрана, а под ногами при этом полная темень и 100500 совершенно разношёрстных ступенек, то коротких, то на полшага, а то и на шаг или два.

Обычно мы располагались на 5м-7м ряду, там нам было наиболее комфортно. Экран близко, будто ты сам находишься там, внутри, и при этом не нужно задирать голову, как на первых рядах.

Это были фильмы про индейцев, старые французские фильмы с неподражаемым Луи де Фюнесом, детские советские, типа "Кортик", либо индийские полусказки со слонами. Особенно нам нравились, конечно же, мультфильмы.

Киноплёнки, как, впрочем, и сами киноаппараты, были старыми, и на протяжении сеанса, неоднократно происходил срыв плёнки, и тут все начинали свистеть и кричать оператору "Сапоожниик!" Это был скорее общепринятый ритуал, чем необходимость. Кинооператор быстренько устранял неисправность и спустя минуту, фильм продолжался.

Когда фильм заканчивался, мы все нехотя поднимались со своих мест, и медленно спускаясь вниз зала, выходили через открывшиеся боковые двери. Все ещё были под впечатлением от только что просмотренной истории, и выходя на улицу, ослеплённые ярким светом, будто попадали из сказки в реальность.

Обычно полпути мы с Рафом шли молча, переваривая и раскладывая по полочкам отдельные моменты фильма. Потом начиналось обсуждение, кто кому и как шарахнул, кто и как убежал от кого-то, ловко вскрыв замок обычной шпилькой, а когда мы приходили во двор, где к тому времени, уже вышли погулять наши пацаны, обсуждение уже шло во весь голос, с визуальными трюками и эффектами: "А тот кааак даст этому со всей силы!... а этот кааак прыгнет!... а тот каааак свистнет!..."

И уже полдвора договаривается завтра обязательно тоже сходить на утренний сеанс, а на утро...

А на утро всё повторялось снова. Все добросовестно дрыхнут, и только два кента, Жек и Раф, как два беспризорника, неизменно встречаются в 9 часов, и утро начинается с того-же вопроса - где взять 60 копеек, чтобы вновь попасть в волшебный мир синематографа...

Евгений Бакинский (Бакси)

Это Раф.
Это Раф.
А это - Жек.
А это - Жек.

Друзья, благодарю вас за то, что дочитали до конца....надеюсь, что до конца первой части. А будет ли продолжение истории - зависит только от вас.

От вашей активности, от вашей поддержки и...от ваших комментариев!