Найти тему
ASPACE

Гибкие офисы в новом формате

Оглавление

Гибкие офисы - явление современное и, в сравнении с классическими консервативными аналогами, даже несколько эпатажное. Зарождение нового сегмента началось в 2015-2016 гг. на фоне падения арендных ставок и кризиса на рынке офисной недвижимости. Подстраиваясь под запросы клиента, вместо того чтобы диктовать свои условия, создатели и операторы данного направления быстро вызвали к нему интерес и завоевали доверие арендаторов.

В концепции такого пространства не было кабальных обязательств, зато предоставлялся целый комплекс сервисов и услуг, разнообразный формат рабочих мест, многофункциональность, возможность плавающего графика аренды, расширения или сокращения площадей, исходя из потребностей компании и многое другое. Интересно, что Россия на фоне, например, США и Японии, где около 40% сотрудников могут работать удаленно, когда им это необходимо*, все еще держится за старые понятия «рабочих мест». Но время диктует свое: по данным обзора Knight Frank о последствиях пандемии COVID-19, отмечается следующая динамика - порядка 70% специалистов во всем мире начали работать из дома минимум раз в неделю.

Фасад офиса Apollax Space «Рябовская мануфактура»
Фасад офиса Apollax Space «Рябовская мануфактура»

Зачем платить больше, когда можно платить меньше?

Вопрос оптимизации затрат на офисы становится более явным, не только для стартапов, снимающих коворкинги, но и для среднего и крупного бизнеса. Все больше компаний и корпораций пересчитывают и пересматривают свои финансовые модели, сокращая издержки, связанные с оплатой пространства для пребывания сотрудников. Здесь кроется две причины – финансовая и человеческая. Зачем платить больше, когда можно платить меньше? И зачем настаивать на постоянном присутствии сотрудника в офисе, если его гибкий график можно завернуть в обертку корпоративной лояльности и эджайл-подхода?

Так, на стыке холодного расчета и сегодняшних предпочтений сотрудников рождается новая офисная культура. Гибкий график работы и акцент на физическое и ментальное здоровье - одни из ключевых идей, которые стали важны после локдауна. И первым, кто почувствовал это стал рынок офисов. Основываясь на исследованиях ведущей мировой HR-биржи Glassdoor, а также собственной оценке ситуации, компания Apollax Space запустила продукт, разработанный по авторскому стандарту гибкого офиса. В его основе заложен принцип work-life balance, возможный благодаря зонированию и созданию плодотворной среды для работы, общения и отдыха. Мы поняли, что в постпандемийном мире компаниям важны не только решения финансовых задач, но и реализация интересов сотрудников, например, баланса между жизнью и работой, который последние ставят сегодня в приоритет.

Офисное пространство Apollax Space «Рябовская мануфактура»
Офисное пространство Apollax Space «Рябовская мануфактура»

Рабочее пространство для отдыха

Резиденты Apollax Spaсe подтверждают наши предположения. Мы увеличили функциональные пространства на 30% и видим, как компании по-разному их используют. Например, лаунж-зоны существуют не только как места отдыха, но и как креативные переговорные для совещаний. Точнее они выполняют сразу несколько задач: сотрудники проводят здесь встречи, пьют кофе, работают и отдыхают. В сервисных офисах более половины менеджеров не находятся на рабочем месте целый день. Часть из них – миллениалы, в настройках которых априори нет понятия работы с 9 до 18 часов, но есть четко обозначенные личные границы и понимание того, что они работают для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы работать. Кстати, по данным The Deloitte Millennial Survey к 2025 году поколение миллениалов будет составлять порядка 75% всей рабочей силы в мире.

Итак, в понятие work-life balance входит принципиально новая офисная экосистема, состоящая из нескольких базовых принципов:

  • Функциональность и приватность пространства

Это парадигма рабочих будней, где можно пользоваться офисом тогда, когда удобно и как удобно. Находясь в пространстве перемещаться, работая за столом, лаунж-зоне, индивидуальных кабинках или переговорных, при этом, не пересекаясь с другими резидентами.

  • Новая корпоративная культура

Для человека, как для социальной единицы, важен статус участия в проекте, понимание самого себя в коллективе. Людям нравится ощущать себя причастными к интересному, большому делу, быть частью бренда. С такой парадигмой они охотнее берут на себя ответственность за результат, так как чувствуют свободу и свою значимость.

  • Здоровье и благополучие сотрудников

Healthy building, включающий в себя такие важнейшие элементы, как качество воздуха и создание идеального микроклимата, натуральные материалы в отделке, биофильную среду, сформированную профессиональным флористом, современные нормы инсоляции, создающие эффект равномерно распределенного естественного и дополнительного освещения. Все они влияют на психическое и физическое здоровье сотрудника и его продуктивность в течение дня.

  • All inclusive

Сервисное обслуживание полностью обеспечивает весь функционал по управлению офисом для его резидентов. В ставку аренды уже включены все необходимые платежи и услуги: от оргтехники и интернета до сервиса клининга и охраны. Примечательно, что сервис всегда ориентируется на потребности арендатора. Например, если одному важно, чтобы ресепшн работал с 8 утра, а другие предпочитают каждый день получать круассаны, как угощение, то в точности так оно и будет.

Лаундж-зона в офисе Apollax Space «Рябовская мануфактура»
Лаундж-зона в офисе Apollax Space «Рябовская мануфактура»

И всё-таки, почему сервисный офис?

Сегодня рынок пересматривает свое отношение к формату офиса, основываясь на удовлетворенности своих сотрудников, их желании чувствовать себя как дома. В пользу сервисных офисов, поддерживающих формат work-life balance, говорят и другие аргументы — в частности, возможность краткосрочной аренды для компаний, которым сложно планировать на много лет вперед, так и для проектных команд крупных игроков.

Осмелюсь заглянуть в будущее и представить себе востребованные форматы офисов через десять лет. В моем представлении, это будет сочетание “умных технологий”, креативных пространств и облачных серверов, позволяющих сотрудникам обращаться к данным из любой локации. Уже сегодня собственники классических офисов, трансформируют их под адаптивные гибкие пространства, обращая свои взоры в будущее. А компании сейчас нацелены на то, чтобы создать точки притяжений, которые станут частью сбалансированной жизни человека.