Найти тему
Юрист-юморист

На Чикатило пытались списать 13 преступлений. Не получилось.

Андрей Чикатило. Источник фото - tj.sputniknews.ru
Андрей Чикатило. Источник фото - tj.sputniknews.ru

Пожалуй, сомнения в грядущем возврате к применению смертной казнив России на сегодняшний день не испытывает никто. Есть запрос общества (увы), есть техническая возможность (выход из международных соглашений), есть явно выраженный сигнал со стороны власти (заявление Дмитрия Медведева).

Скорее всего, это вопрос времени, причем совсем короткого.

Я уже писал в этой публикации о том, как по известным делам сажали в тюрьму и расстреливали невиновных.

А теперь давайте на примере дела все того же приснопамятного Чикатило, про которого нынче даже сериалы снимают, разберемся - как работала система правосудия в советское время, когда качество судопроизводства было на голову выше, чем сейчас.

По официальной версии, в период с 1978 по 1990 годы Андрей Чикатило совершил серию убийств. Как дела объединяются в серию? Первоначально, при любых обстоятельствах, схожие преступления стараются раскрыть как одиночные, потому что серия никому не нужна. Так было и в деле Чикатило. Достаточно длительное время никто не пытался искать маньяка, который системно убивает людей.

До тех пор, пока на очередное преступление не приехала бригада из Генпрокуратуры, у которой, как вы понимаете, полномочия были широчайшие, и которая работала довольно жестко. И вот тогда, совершенно случайно этой самой бригаде из Генпрокуратуры стало известно, что некоторое время назад сержант милиции, работник медвытрезвителя на станции "Лесхоз", проверял документы у какого-то подозрительного грибника. И грибника стали раскручивать.

Вот здесь надо обратиться к рассказам Иссы Костоева, руководителя следственной группы.

Итак: Чикатило поместили не в обычный изолятор, а в изолятор КГБ. Работали с ним без всякого адвоката - один на один, плюс некто психиатр Бухановский, привлеченный к участию в одном допросе. Да, потом Бухановский создал много интересных рассказов о своем неоценимом участии в деле Чикатило, но фактически, по свидетельству самого Костоева, он принял участие в одном допросе и помог убедить Чикатило принять линию поведения, придуманную Костоевым, и все подписывать.

А по свидетельству самого Костоева, линия была простая - дать понять Чикатило, что его его признают психически невменяемым и поместят в лечебницу.

А теперь перейдем к цифрам.

На стадии следствия первоначально Чикатило признал 56 убийств. Цифра совершенно чудовищная. Но дальше началась полная несуразица.

За одно из признаний уже был расстрелян некто Кравченко. Вот такая незадача.

В этой ситуации, чтобы вменить это преступление Чикатило, Генеральная прокуратура обратилась в Верховный суд с представлением об оправдании Кравченко посмертно. И его оправдали.

Однако, и этот эпизод, и еще два, в которых Чикатило признался, были исключены из обвинения на стадии следствия. В обвинительном заключении, переданном в суд, уже было 53 эпизода.

В суде первой инстанции доказанными признали уже 52.

А при кассационном рассмотрении дела недоказанными признали еще 9 и в окончательном приговоре с учетом изменений, внесенных кассационным судом, Чикатило был признан в совершении 43 убийств.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? При наличии полного признания вины - 13 преступлений отпали в ходе судебного разбирательства. 13 страшных преступлений, реально имеющихся тел.

Скажите, вы представляете себе, какую работу надо проделать для того, чтобы передать в суд дело по убийству с полным признанием вины?

Надо получить признательные показания - как правило, явку с повинной.

Надо провести допрос, в ходе которого обвиняемый подробно расскажет об обстоятельствах совершенного им преступления.

Надо провести осмотр места происшествия с участием обвиняемого, где он будет подробно рассказывать - как, когда, каким образом, при каких обстоятельствах.

Давайте теперь представим себе, как надо работать с человеком, который этих преступлений в действительности не совершал. Как надо его готовить, чтобы он в лесу показывал - ведь там понятые, там киносъемка. Как с теми же понятыми надо пахать, чтобы они потом все подтвердили.

Я сейчас очень хорошо отдаю себе отчет, сколько будет накидано презрения в комментариях по поводу "оправдания Чикатило". У людей именно так работает мозг - человека, признанного маньяком, нельзя оправдывать ни в чем.

А давайте, все-таки, разберемся: если суд, который совершенно четко понимал, что в любом случае будет обвинительный приговор, что при любых обстоятельствах будет расстрел, вместо того, чтобы взять, да и все скопом на Чикатило списать, не поверил следствию - что ж там такое по этим делам было? Ведь они так и остались, в итоге, "висяками". Это ж как надо было работать по доказательной базе? И можно ли в такой ситуации считать оставшиеся 43 эпизода абсолютно доказанными?

Так вот, ребята: вот эти 13 нераскрытых убийств - они не раскрыты до сих пор. И если, паче чаяния, сейчас кому-то захочется повесить их конкретно на вас, то современный суд так, как в те времена, разбираться не будет. У нас теперь это не принято. И алиби в данном случае при сегодняшней системе уголовного судопроизводства у вас может быть только одно: ежели вы в те времена просто еще не родились.

Так что когда будете митинговать за смертную казнь - на всякий случай проверьте свой возраст. А то мало ли чего...

#суд