Найти тему
Аверьянов Никита

Регенерация общественных пространств города Иркутска – остановочные пункты общественного транспорта

Оглавление

Остановочный пункт маршрутных транспортных средств – общественное место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси), в основном в период маятниковой миграции. Грамотно созданная система городского общественного транспорта является одним из главных факторов, создающих эффективное и безопасное функционирование города . В Иркутске эта проблема стоит довольно остро и в данной статьей я бы хотел обратить на не внимание.

Остановочный пункт общественного транспорта в г. Астана, Казахстан.
Остановочный пункт общественного транспорта в г. Астана, Казахстан.

Для г. Иркутск проблема совершенствования эффективности и безопасности остановочных пунктов является крайне актуальной в связи с тем, что:

  1. Город стремительно развивается, что ведет к увеличению населения и уровню автомобилизации;
  2. На данный момент в городе наблюдается сложная обстановка с большим количеством заторов в часы пик. Одной из причин возникновения данной проблемы является отказ людей от городской системы общественного транспорта из-за ее сложности и неэффективности и переход к использованию личного автомобиля;

Классификация остановочных пунктов общественного транспорта по форме посадочной зоны

Иркутские остановочные пункты общественного транспорта, чаще всего, представляются в двух формах:

  • Посадочные зоны предоставлены в полосе движения (т. е. на линии), что препятствует движению остального транспорта. неэффективным, так как препятствуют независимому движению транспортных средств и следующих средств общественного транспорта;
-2
  • Посадочные зоны могут быть выезжающими из полосы движения (т. е. вне линии), так что не остальные участники движения не вынуждены останавливаться. Данный тип остановочных пунктов является более эффективным, за счет того, что не препятствуют движению остальных транспортных средств;
-3

Исходя из этого, в местах, где это возможно, желательно создать карман вне полосы движения и уже в нем устанавливать остановку.

Классификация остановочных пунктов общественного транспорта по объемно-планировочным признакам

По объемно-планировочным признакам остановочные пункты делят на:

  • · Открытого типа (без заграждающих стен) – Ново-Разводная;
  • · Полузакрытого типа (со стенами, но без закрытого помещения) – ТЦ «Исток»;
  • · Полузакрытого типа с закрытым помещением (со стенами и закрытым помещением) – ул. Ленина/Филармония;
  • · Закрытого типа с залом ожидания (данный тип уже является автостанцией и рассчитан на вместимость более 30 человек) – ул. Литвинова 17/Автовокзал;

Для деления остановочных пунктов общественного транспорта по данным признакам следует учесть следующие факторы: значение района города (историческая застройка или жилой район), плотность населения и ландшафт. Также нужно рассчитать число единовременно обслуживаемых пассажиров, так как, например, для пассажирооборота в 10 человек нет смысла в установке полузакрытого типа остановочного пункта. Для этого ведётся обсчёт суточного количества пассажиров, пользующихся данной остановкой, среднего числа проходящего общественного транспорта за сутки, а также среднего числа пассажиров за один рейс. Однако в Иркутске, как в городе, с очень холодными зимами, общественный транспорт приходится ждать в мороз до -40 градусов. Из-за этого ожидания часто составляет немалое количество времени. В таком случае остановочный пункт открытого типа не сможет обеспечить комфорт и безопасность пассажиров. Исходя из этого, лучшим вариантом будет остановочный пункт полузакрытого типа с закрытым помещением.

-4

Общая планировка остановочного пункта общественного транспорта

Основываясь на узаконенных стандартах по проектированию остановочного пункта общественного транспорта и предложениям на рынке, нужно учитывать следующие габариты:

  • · Высота не менее 2300 мм и не более 2800 мм, как для закрытой секции, так и полузакрытой;
  • · Длина не менее 5100 мм и не более 8250 мм;
  • · Ширина не менее 4100мм и не более 4250 мм;

Также грамотный и современный остановочный пункт должен будет включать в себя:

  • · Скамейки (2 шт. на секцию)
  • · Вендинговый аппарат с кофемашиной;
  • · Урна металлическая;
  • · Тактильные плиты у входа, с реброобразными выпуклостями для регулирования движения пешеходов, особенно с плохим зрением;
  • · Система видеонаблюдения (в закрытой и полузакрытой секциях);
  • · Система электрического отопления помещения, расположенная в закрытой секции;
  • · Солнечные панели, расположенные на крыше остановочного пункта и используемые для обеспечения энергией систем видеонаблюдения, отопления, освещения и вендингового аппарата;
  • · Сливные сооружения, расположенные с задней стороны остановочного пункта;

Учитывая приведенные выше факторы, планировка остановочного пункта, который будет функциональным, безопасным и доступным пассажирам с ограниченными возможностями, будет выглядеть следующим образом:

-5

Безопасность и доступность

С 2021 года Иркутск является одним из городов, подключенной к системе «Безопасный город» - комплексу технических средств, который обеспечивает и контролирует безопасность жизнедеятельности населения. В него входя единое оповещение, мониторинг объектов ЖКХ, единый номер спасения «112» и другие. Все оборудование соответствует техническим требованиям МЧС. Именно комплекс «Безопасный город» подойдет для обеспечения безопасности пассажиров, а также идентификации личностей вандалов.

-6

Согласно, принятой с 2011 года программе «Доступная среда», на улицах и в общественных местах предусматривается создание комфортных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основным ориентиром в пространстве для незрячих людей являются наземные тактильные указатели – систему текстурированного индикатора поверхности земли, расположенного на тротуарах, пешеходных переходах, лестницах, платформах железнодорожных станций и остановочных пунктов, для помощи ориентации в пространстве пешеходам с нарушением зрения.

Также остановочный пункт должен обеспечивать безбарьерную среду – подъемные устройства, пандусы и тротуары с качественным ровным покрытием, места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, широкие двери и другие элементы, значительно облегчающие передвижение маломобильных групп населения. Существенную помощь данной категории граждан могут оказать даже такие простые с виду решения как поручень, установленный у ступеней при входе в здание, в коридорах и других помещениях.

Аутентичность

Для продвижения культуры нашего региона среди приезжих туристов и местных жителей, для создания аутентичности было решено украшение внешней и внутренних частей остановочных пунктов общественного транспорта бурятскими узорами и орнаментами.

-7

Бурятские орнаменты, узоры и символы неизменно использовались в сочетании с определёнными цветами, которые также имели своё значение. Самым важным считался небесно-голубой и синий цвет, связанный с божественной силой, а также означающий постоянство и верность. Белый – святость, чистота и счастье. Красный – огонь, свет, тепло, исцеление, красота, радость, и в то же время – борьба, сила, агрессия. Оранжевый – рассвет, возрождение, символ восхода солнца. Зелёный – природа, плодородие, обновление, рост, бескорыстие. Жёлтый (золотой) – солнце, величие, прочность, вечность. Чёрный – самый печальный и неудачный цвет, с которым связаны несчастья, болезни, смерти, опасности, зло. Чаще всего в декоративно-прикладных работах бурятских мастеров используются сочетания красного с жёлтым, синего с белым, зелёного с оранжевым.

-8

Основываясь на приведенных выше факторах и стандартах, я смоделировал макет аутентичного для Иркутска и Иркутской области остановочного пункта общественного транспорта: