Найти в Дзене
Car&Travel

Эльбрус - Домбай - Архыз: личные впечатления

Оглавление

Как то так сложилось, что я вроде и на лыжах кататься люблю, и горы очень люблю, и Кавказ в частности, но катался я много лет на лыжах зимой где угодно, только не на Кавказе, а на Кавказе я был безумное количество раз, но только в тёплое время. Это упущение мы с друзьями решили наверстать этой весной, организовав автомобильное путешествие по горнолыжным курортам северного Кавказа. За неделю нам удалось покататься на трёх горнолыжных курортах, искупаться на трёх горячих источниках, и даже немного полетать на параплане в Чегемском ущелье. В этом посте - по порядку, про горнолыжку. Время действия - самый конец марта 2022 года.

Эльбрус

Цены на проживание в отеле, в пешей доступности от подъёмника начинались от 9 000 в сутки за компанию из 4 человек. Мой подход в таких случаях гласит: "если до подъёмника надо ехать на машине, то ехать 2 минуты или до часа радикального значения не имеет". В силу этих причин на тогда ещё живом букинге была найдена квартира в г. Тырныауз, в 40 минутах езды от поляны. Ценник за четверых - 7 500 рублей за трое суток. + 1500 на лишнее топливо и 600 на парковку.

Парковка в приэльбрусье есть бесплатная, но если не приезжать до открытия подъёмника - мест на ней найти не получится. При этом некоторые машины с местными номерами "охранник" всё же пропускает и ставит в проездах и в других щелях.

До вершин, казалось бы, рукой подать. Но нет, прошлым летом шли туда 16 часов примерно от этой точки и обратно
До вершин, казалось бы, рукой подать. Но нет, прошлым летом шли туда 16 часов примерно от этой точки и обратно

На склонах в конце марта людей минимум, главвная проблема - не увлечься зажиганием по пустой трассе и не найти второго такого же увлеченного на своём пути. На подъёмник очереди или отсутствуют, или чисто симоволические. Трассы идеально отратрачены.

-2

Виды с верхней точки подъёмника, конечно, потрясающие! Но некоторым из нас пришлось помучиться с головными болями из за резкого набора высоты.

-3

Когда облака опускаются на трассу езда превращается в испытание: ничего не видно, границы трассы не читаются, ехать приходится сквозь слой облаков от колышка к колышку.

Снега в марте ещё навалом, но откуда то на трассе постоянно появляются мелкие камушки. По всей видимости, с ратрака отваливаются, так как на самой трассе земли из под снега не видно нигде.

На третий день подъёмники на Эльбрусе закрыли на техобслуживание и мы поехали на парадром Чегем через красивейший перевал Актопрак.

-4

На парадроме уже начался бриз, удалось немного полетать и поехали дальше.

Вниз спускались через Чегемские водопады к горячим источникам Гедуко. Впервые встретил водопады в замёрзшем виде и без ада из торговых лавочек вокруг. Очень красиво и необычно.

Домбай

Дорога с Эльбруса на Домбай идёт через красивейший и пустынный перевал Гумбаши. С перевала открывается шикарный вид на главный кавказский хребет.

На горизонте - Кавказский хребет
На горизонте - Кавказский хребет

На перевале встретили группу из двухсот всадников, многие были в национальных костюмах и на красивых конях, но объехать их было проблематично и около часа пути мы любовались колонной.

-8

Домбайский горнолыжный курорт представляет собой массу подъёмников разной степени устаревания. В посёлке типичный хаотический беспредел, выдаваемый за "туристическую инфраструктуру", с огромным заброшенным отелем в центре.

-9

Парковку за ставшие уже стандартными 200 рублей нашли у самого нового подъёмника. На него и купили скипассы на полный день. В отличие от Эльбруса и Архыза, на этот подъёмник купить полдня нельзя.

-10

Вверх ведут три очереди подъёмника: сначала кабинка, затем - скоростная креселка, и на самый верх - тоже креселка, но медленная. Врочем, кроме как сделать красивые фото с видами гор, верх больше ни для чего не нужен: узкая трасса, ветер, комфортного катания там нет.

Виды - пожалуй. самое лучшее, что есть на Домбае. Даже Эльбрус не всегда выигрывает в этом отношении
Виды - пожалуй. самое лучшее, что есть на Домбае. Даже Эльбрус не всегда выигрывает в этом отношении

Трассы на Домбае много, но не везде хорошо с разметкой, чаще она просто отсутствует. Понять по какой трассе едешь и приведёт ли она тебя к желаемому подъёмнику (а ски-пасс действует не на все, у некоторых - свои хозяева) очень трудно.

Как плюс этого хаоса - кататься можно не только по трассе, но и за её пределами, с лёгким возвратом назад. Трассы в средней части курорта широченные, людей почти нет, за пределами трасс снег раскатан так, что к вечеру уже почти нет разницы - ехать по трассе или вне её.

Знаменитая летающая тарелка. Внутрь входа нет, что там - выяснить не вышло.
Знаменитая летающая тарелка. Внутрь входа нет, что там - выяснить не вышло.

Последние два спуска перед закрытием подъёмника оказались самыми лучшими: людей на трассах не осталось совсем, и за день мы выяснили самые лучшие для себя маршруты, по которым напоследок и прокатились. Ночевать на Домбае не стали, поехали дальше на Архыз.

Архыз

Пожалуй, самый обустроенный из курортов в этом обзоре. Это самый новый курорт, построенный практически в чистом поле, и достаточно хорошо продуманный. Есть много автомобильных парковок, в том числе, есть бесплатная, с пешим доступом к подъёмнику. К курорту ведёт качественная автомобильная дорога.

Не доезжая до подъёмников находится посёлок Архыз. Дорог в посёлке нет, есть плохо прокатанные направления. Те, кому повезло иметь там землю, тут же понастроили очень разного уровня гостиниц, с ценниками от 2 000 рублей за ночь на двоих.

Самое лучшее, что нам удалось найти в этом посёлке - баня "Маруся". Великолепное место с вниманием к каждой детали и очень позитивной хозяйкой. Если у вас будет время - непременно рекомендуем!

-13

На Архызе масса подъёмников и трасс. Что интересно и бросается в глаза - необычно сдвинутое в сторону лыжников соотноение катающихся. Бордистов на фоне других курортов, как показалось, сильно меньше.

-14

Трассы самые ухоженные из всего, что мы видели на Кавказе. Даже к обеду на некоторых еще можно найти вельвет. Где надо - ограждены сеткой, всё размечено, с подъёмника на подъёмник по обе стороны долины можно пересесть без проблем и переездов на авто. Конечно же, на все подъёмники действует один ски-пасс. Внизу у подъёмников туристическая деревня напоминает европейские курорты. Никакой хаотичной застройки и балагана, как это обычно бывает на старых кавказских курортах. Это очень понравилось.

С едой, в отличие от Домбая и Эльбруса всё тоже куда приятнее: при примерно одном уровне цен на Архызе кафе и рестораны выглядят вполне приятно и ухоженно, как привычные городские заведения.

В целом по Кавказу приятно порадовало качество дорог, а на горнолыжных объектах - онлайн продажа скипассов со скидками + скидки по картам МИР. Ценник скипасса везде примерно одинаковый, 1700-1900 рублей за день катания с человека, что при таких масштабах склонов - вполне гуманно.

Делитесь в комментариях своими впечатлениями от этих мест, ставьте лайки, новые посты не за горами!