Планировала сделать цикл статей для осмысления одного единственного факта: почему люди, с разных сторон, столь легко сегодня поддаются разным манипуляциям, какие именно люди, в каких странах более уязвимы перед разной агитацией и в чем тому причины. Думаю, будет три-четыре текста в цикле. И первый - о том, почему ряд наших сограждан, преимущественно уехавших, на самом деле не верят во всю без разбора хряпу, но воинственно ее распространяют и поддерживают.
Дело в страхе перед волной русофобии. Европейские страны одна за другой публикуют данные о числе hate crimes, преступлений на почве ненависти, совершенных против русских с конца февраля. Германия, например, насчитала уже таковых 383. Это очень серьезная цифра. Для сравнения могу привести более менее точные (увы, по памяти) данные по таким преступлениям против поляков в годы пиковой их работы в Великобритании, постоянных конфликтов с местными, недовольства местных наплывом восточноевропейцев: таких в конце 2000-х было до пары десятков в год.
383 преступления это тысячи и тысяч стоящих за ними актов дискриминации: кому-то счет в банке заблокировали (такие случаи были даже в Болгарии), кому-то отказались продать мороженое. А кого-то и уволили и, может, даже мягко попросили из страны.
Вот это - ключевое. Несколько громких примеров, пусть и с олигархами, а также рестрикций против студентов, стало достаточно, чтобы живущие за границей люди очень испугались, что их оттуда попросту выдворят, особенно если они живут там по рабочим и студенческим визам. Боятся даже имеющие гражданство. Страх у них ощутимый, я вас уверяю. И он диктует все остальное.
Если человек прожил в новой стране несколько лет, ему уже тяжело вернуться, а многим и некуда: все продано или упущена карьера в России. Выдворение из страны, даже в мягкой форме непродления контракта - трагедия
А уж как боятся те, кто только эмигрировал и ходит, что называется, под богом, не имея даже долгой визы. Эти люди сейчас думают исключительно о том, чтобы им дали где-нибудь поселиться. Что достаточно проблематично, потому что статус беженца почти никому из них не грозит. А вот недовольство жителей принимающей страны большое. Я очень сомневаюсь, что не только в Европе, но и в Грузии, Армении так уж рады нашим эмигрантам свежей волны, особенно тем, кто работал в каких бы то ни было СМИ или госструктурах. Русофобия там и раньше была высокая, а теперь и вовсе. И она обрушивается на людей, оказавшихся в изгнании с минимумом накоплений, с невозможностью зарабатывать в России.
Конечно, они все стараются сейчас максимально громко проявить свою лояльность и западной позиции, и западным ценностям. Залог лояльности - безупречная вера агиткам и распространение их. Вот люди и стараются. У многих двойной мотив: они так себя давно раздраконили, что понаписали столько гадостей, что им не вернуться в Россию даже не из-за уголовных перспектив, а потому что их тут не примут соседи, от них отвернутся родственники, они вряд ли смогут найти здесь работу, особенно если были сколько-нибудь публичными персонами. Это безвыходная ситуация.
Именно при взгляде на свежих эмигрантов лучше всего понимаешь, что жить в своей стране - большое счастье. Конечно, неплохо бы еще, чтобы дома было хорошо, чисто и безопасно
Увы, многие живут вне родины либо по глупости, как в феврале или в предыдущую волну политэмиграции (я писала об этом раньше, ссылки ниже), убежали, когда стало модным бежать. Всем им сейчас страшно, они хотят демонстрировать ярко выраженную лояльность антироссийской стороне, чтобы не оказаться вообще у подножия своей разрушенной жизни. По моим ощущениям, больше всего сейчас волнуются ученые, которым крайне легко не продлить контракт, так как мало кто там работает на бессрочных или долгосрочных контрактах, многие имею контракт на семестр и даже на определенное число часов. Они трясутся от ужаса и так стараются сыграть на опережение, что в своей борьбе с "великим и ужасным Мордором" напоминают театр кабуки: такие же рожи, разъяренные крики.
Другая группа воинственно прозападных потребителей пропаганды - те, кто ожидают визового решения, выдачи вида на жительство или гражданства. Эти вообще лютуют.
Третья по распространенности категория - всякие бизнесмены разного уровня, вывезшие туда состояния: от Чичваркина до какого-нибудь мелкого фарцовщика, уехавшего в Хорватию чуть ли не с вошью на аркане. Их положение, на самом деле, достаточно шатко и сильно зависит от прямых контактов, благорасположения их круга. Вообще, много там людей, которые могут что-то зарабатывать и делать исключительно до тех пор, пока им пожимают руку.
Стоит счесть тебя чужаком - и все, тебя просто перестанут где-либо принимать, сотрудничать с тобой
Наконец, есть еще одна категория, самая мелкая, но распространенная: это люди, живущие в странах, где не предусмотрено получение гражданства вообще (Вьетнам) или где нельзя иностранцу оформлять на себя бизнес (Таиланд). Они находятся в подвешенном состоянии, фактически все эти вчерашние дауншифтеры, кому удалось там закрепиться через открытие бизнеса (регистрируется на местных) или брак, сейчас обнаружили себя бесправными жителями государств с полувоенным правительством (и там, и там), невнятной позицией и склонением в сторону дружбы с Америкой. Есть такой журналист, к примеру, Сергей Куропов, который, кажется, в 2013 или 2014 году уехал во Вьетнам. Там он женился на вьетнамке, у него уже дети. Он какой-то прямо совсем оглушенный потребитель всей западной пропаганды. Причем, я не верю, что он может слепо все принимать, он ведь работал в России на ТВ. Просто, у Сергея нет гражданства и не будет, потому что Вьетнам не предусматривает такой опции для иностранцев, и если завтра Вьетнам решит для дружбы с США выгнать русских бывших пропагандистов, бизнесменов и просто дауншифтеров, стране с коммунистической партией у власти и фактически военным правлением ничто не помешает это сделать. А в России Сергею места уже нет, потому что он столько понаписал за минувшие годы про "Мордор".
Таких примеров море. Когда люди вынуждены подхватывать порой откровенные поделки пропаганды, чтобы засвидетельствовать свою полную нелояльность России, перестать с ней ассоциироваться.
И даже внутри страны таких полно. Бывшие работники ТВ, пропаганды разные политтехнологи, непосредственно зарабатывавшие на этой власти, сейчас изо всех сил стараются как можно громче заявить, что они верят всему западному
Они распространяют самые невероятные рассказы, например, о том, что солдаты из Мозыря в Хабаровск посылают блендеры и утюги через СДЭК (хоть бы посмотрели стоимость пересылки). Мария Баронова, думаю, примерно из таких соображений действует. Ну или у нее секретная государственная миссия непонятной цели. Думаю, все же, Мария, женщина умная, безусловно, я в этом имела возможность лично убедится, она верит, что могут ввести санкции против всех сколько-нибудь заметных сотрудников RT, и боится их больше, чем товарища майора.
Итак, вывод: если вы видите, как толпы непонятных людей с украинскими флагами на аватарах и русскими ФИО распространяют какую-то совсем уж постыдную агитационную глупость, не спешите считать дураками себя или их. Да, видеть, как множество известных умных людей всерьез распространяют то, что вам кажется глупостью, тяжело, многие начинают ставить под сомнение собственные способности:
если Шендерович за, Акунин с Улицкой за, Баронова со всеми Дзядками - тоже, может, думает трезвомыслящий человек, все же они правы, не могут же эти люди быть глупцами?
Ну, во-первых, могут (мы об этом позже поговорим), а во-вторых, у них свой интерес. Своя шкура горит. У них - своя, у вас - своя. Думайте своей головой и чувствуйте, что называется, своей собственной шкурой. И помните, что множество людей (и, вероятно, едва ли не 100% выехавшей в последние годы либеральной интеллигенции, у которой нет других паспортов, если они не израильтяне) все это распространяет исключительно для того, чтобы им на новой родине не испортили жизнь.
Далее в цикле будут следующие тексты:
- о том, почему люди в России как раз оказались более устойчивы перед военной агитацией;
- о чудовищной опасности легкой мобилизации миллиардов людей на информационную войну;
- еще раз и подробнее - о том, что украинцы сами себе навредили, столкнувшись с беспрецедентной ситуацией, когда враг говорит на одном с тобой языке и есть соблазн напрямую ему написать.
Я писала, что Дзен отключил монетизацию постов на политические и остросоциальные темы, даже пропатриотические. Все, кому надо, знают, кто я и в результате каких многолетних событий я веду колонку серьезной публицистики на Дзене. Все мои доходы поступают только от текстов, где и сколько я публикуюсь, все видят, я не пишу под чужими именами. Если считаете нужным, можете перечислить мне гонорар