Рассказывает протоиерей Вячеслав Брегеда
В Священном Писании есть такие слова: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро ‒ злом, тьму почитают светом, и свет ‒ тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое ‒ горьким!» (Исаия, 5, 20). Таким образом, эти люди производят ложную переоценку понятий и нравственных ценностей, подменяют одно другим, ставят все с ног на голову. Но есть еще более коварное и ухищренное действо, когда происходит смешение добра со злом… Мы видим, допустим, добрую пшеницу или другие какие-либо полезные культуры, к примеру, гречиху или ячмень, и среди них семена сорняков или камешки, внешне похожие на зерна злаков. И вот нас пытаются убедить, что это одно и то же. Становится понятным и очевидным, что нас просто обманывают или, как теперь говорят, хотят развести.
Такие приемы достаточно хорошо известны еще с древности. Классический пример ‒ деятельность Адольфа Гитлера и министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса. Своими яркими зажигательными речами они увлекли в бездну погибели миллионы людей. Основная причина ошеломительного «триумфа» фашистских идей ‒ умелое манипулирование информацией, перемешивание истины с ложью.
К сожалению, в наше время в мировом информационном пространстве подобные явления происходят почти на каждом шагу.
На заре советской власти «вождь мирового пролетариата» В. И. Ленин произнес ставшую крылатой фразу: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Кинематограф тогда стремительно развивался, и «вождь» видел в нем очень эффективное средство пропаганды, воздействия на массы.
Экранный образ зачастую весьма далек от прототипа. Однако зритель верит киношному образу и полагает, что персонаж или персонажи, которые он видел в кино, действительно были в жизни такими и никакими другими. Многие советские люди, смотревшие знаменитый фильм братьев Васильевых «Чапаев», даже представить себе не могли, что реальный герой был несколько иным. Они ассоциировали Чапаева с актером Борисом Бабочкиным, который блестяще сыграл эту роль. В фильме он на лихом коне с обнаженной шашкой. Исторические же факты говорят о том, что знаменитый «герой» гражданской войны предпочитал ездить на автомобиле. Огневые точки частенько размещал на колокольнях, откуда огонь велся по белым, полагая, что враги, будучи верующими православными, не посмеют стрелять по святому месту. Вот такая была сатанинская тактика. «Бессмертная» кинолениниана ‒ серия фильмов о Ленине, таких как «Человек с ружьем», «Ленин в октябре» и др., раскрывавшая советским людям во всей полноте «живой образ вождя», была не чем иным, как тонкой фальсификацией исторических событий и личности великого революционера. Старые большевики, чудом выжившие в годы репрессий и лично знавшие Ленина, в свое время свидетельствовали, что в реальности вождь был далеко не таким, как его изображают в фильмах. В советский период искусство служило коммунистической идее, целям и задачам партии. Существовала цензура на все то, что не соответствовало так называемым принципам социалистического реализма, построения нового общества. Сейчас время иное. Мы живем в условиях относительной свободы. В этом есть свои плюсы и минусы. На мой взгляд, уже создано немало кинолент как документальных, так и художественных, которые, несомненно, несут потенциал добра, способствуют возрождению христианских ценностей, показывают исторические события без прикрас и фальсификации. К числу таких работ я отнес бы художественный фильм «Остров», киносериал «Раскол» и др. Однако имеется и совершенно противоположная тенденция. Создаются киноленты, которые дезориентируют общественное сознание, грубо искажают и очерняют историю России, жизнь и деяния ее государственных мужей. Немного коснусь злободневного фильма «Матильда», хотя о нем достаточно много уже говорилось и писалось. Главная цель этой картины ‒ внедрить в сознание людей неправильный, искаженный образ императора Николая II. Представить царя-мученика, причисленного ныне к лику святых, как человека развратного, малодушного, беспринципного, жестокого… Главную роль в фильме играет порноактер Ларс Айдингер. Уже сам этот факт говорит о многом. В нем, по замыслу создателей картины, и должен российский зритель «узреть» истинный образ царя. Кощунство, да еще какое! Царскую семью расстреливали в 1918 г. Здесь такая же разрушительная пуля, направленная в сознание людей.
Образно говоря, нам всем предлагают попить из грязной киношной лужи, чтобы заразить общество бациллами небрежения к царственной особе ‒ к святому, которому мы молимся, обращаемся за помощью. Помните, как в сказке про братца Иванушку и сестрицу Аленушку: «Не пей, братец, из козьего копытца ‒ козленочком станешь…» «Но, сестричка, ведь пить так хочется…»
В Священном Писании есть такие слова: «Не прикасайтесь к помазанным моим, и с пророками моими не поступайте лукаво». Когда царь Саул преследовал Давида, чтобы убить его, тот с небольшим отрядом спасался в пустынных отдаленных местах. Однажды Давид со своими людьми прятался в пещере и Саул, ничего не подозревая, зашел туда по естественной надобности. Давид незаметно острым мечем отрезал у него часть одежды. Когда Саул вернулся к сопровождавшим его воинам, Давид вышел из пещеры и окликнул царя. Саул узнал по голосу Давида, и тот вопросил его, зачем господин преследует своего слугу. Он не собирается убивать своего господина, поскольку царь ‒ помазанник Божий. И в доказательство доброго расположения к царю Давид показал часть отрезанной царской одежды. Так происходило дважды. Вот образец отношения к помазаннику Божию, хотя Саул неоднократно пытался убить Давида.
В 1917 г. у нас свергли монархию и семьдесят лет строили новое коммунистическое общество без царя. В конце концов все это оказалось утопией. Победили человеческие страсти: жадность, алчность, сребролюбие, зависть, жестокость и прочие непотребства. И сейчас, несмотря на резкую смену политического курса, все это продолжается. При советской власти были лозунги: «Партия ‒ ум, честь и совесть нашей эпохи!» «Народ и партия едины». «Мы говорим Ленин ‒ подразумеваем партия, мы говорим партия, подразумеваем ‒ Ленин» и др. Во все это люди должны были верить и этому следовать. Это были ложные ценности, и вот их не стало. Но что же дальше? Сегодня мы уже не видим ни лозунгов, ни идеалов, на которые можно было бы равняться. Как сказал пророк: «Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный…» Невольно приходишь к выводу, что в лице достойного правителя всегда отображается образ царя. И спасение народа ‒ в его отношении к Богом данному правителю.Если во время войны происходит гибель воинского подразделения, но сохраняется знамя или часть знамени, то эта войсковая часть формируется заново. При потере знамени подразделение расформировывается. До революции таким знаменем народа в Российской империи являлся православный Государь. В известной опере М. Глинки «Жизнь за Царя» есть эпизод: Иван Сусанин ведет отряд поляков в непроходимое болото, чтобы погибнуть самому и погубить врагов, показывая им якобы дорогу к царю Михаилу.
Поэт Кондратий Рылеев написал посвященные подвигу Ивана Сусанина замечательные строки:
Убейте! Замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
……………………………………….
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь.
В Евангелии говорится: если здание строится на фундаменте из камня, оно устоит. Если возводится на песке ‒ рухнет. Так, в принципе, и государство. Если государственное строительство ведется без основания, без фундамента, который есть Христос, оно обречено.
Поэтому давайте бодрствовать и оберегать наш общий дом, который есть Святая Русь, открыто высказывать свою позицию ближним и дальним, стремиться к чистоте, святости и правде. Наше оружие ‒ молитва и добрые дела, чтобы не дать врагам Отечества и Церкви подкопать и растлить наше великое народное достояние, завоеванное доблестными предками и благословенное Богом.