«Сколько радиоприемников ты починил на этот раз?» — частенько спрашивали учителя мальчика Амара, прочитав очередную записку от родителей.
Отпираться не было смысла, ведь все давно знали, что голова у него по пятницам вовсе не болит. Он остается дома помогать в семейном бизнесе по ремонту бытовой техники, потому что отец разрешил ходить в школу только 4 дня, если будут хорошие оценки.
А оценки были хорошими…
Детство и образование
Амар родился в 1929 году в семье беженца из Индии Нони Боуза и американки Шарлотты Мехлин. Раньше у отца был небольшой бизнес по импорту, но во время Второй мировой войны он прогорел. И с тех пор семья перебивалась ремонтом бытовой техники.
Чинить чужие приемники было интересно, а проверять качество помогал музыкальный слух — как и многих детей того времени, Амара учили играть на скрипке и прививали вкус к классической музыке с юных лет. Но Амар Боуз мечтал создавать что-то свое, с лучшим звучанием, чем у тех приборов, что приносили в ремонт.
Окончив среднюю школу, в 1947 году он поступил в Массачусетский технологический институт. Теперь он мог не только чинить, но и конструировать технику! В 1953 году Амар присоединился к исследовательской лаборатории на базе университета и работал над теорией статистической коммуникации с Джеромом Визнером, Юк Вин Ли и Норбертом Винером — тремя профессорами, которые стали его наставниками на всю жизнь.
Спустя три года Амар Боуз защитил диссертацию «Теория нелинейных систем» и стал доктором наук. Это большое достижение, учитывая, что на тот момент ему было всего 27 лет! В качестве подарка Амар купил себе Hi-Fi-аудиосистему, естественно, выбранную на основе анализа технических характеристик.
Однако качество звучания покупки разочаровало.
Почему фактический звук не соответствует своим заявленным характеристикам? Доктор предположил, что это происходит из-за того, что производители электроники не учитывают пространственные свойства излучаемого звука: ведь стены помещения, где играет музыка, отражают и искажают звуковые волны!
Чтобы исправить этот недостаток, Амар Боуз занялся исследованиями в области психоакустики — науки, изучающей восприятие звука человеком — в той же лаборатории Массачусетского института, в свободное от работы время.
Основание и развитие компании
Вскоре исследования принесли результаты. Но вместо того, чтобы продать свои разработки какому-нибудь производителю электроники, в 1964 году Амар Боуз открывает собственную компанию.
Во время обсуждения названия новой фирмы Юк Вин Ли, один из преподавателей МТИ, любивший простые и ясные формулировки, сказал: «Давайте подумаем, что должно отражать название. Нельзя привязываться к одной технологии или отрасли, потому что профиль компании может со временем измениться. Имя должно удобно произноситься на разных языках и при этом быть пригодным для патентования. А еще оно должно быть как можно более коротким, из одного-двух слогов»… Здесь все засмеялись, потому что Ли точно назвал слово, не произнеся его: «Боуз».
Вся компания насчитывала всего трех сотрудников — основателя и двух его коллег. Днем они занимались системами регулирования мощности для военных и других государственных учреждений, а ночью — исследованием акустики.
Первая успешная модель, провалившаяся с треском
Уже в 1966 году компания представила свою первую акустику — Bose 2201. Колонка с футуристическим дизайном для размещения в углу комнаты, имела 22 динамика. Технически она была лучше всех известных моделей на то время, но подвел маркетинг.
В отличие от большинства производителей, Амар Боуз изучал и конструировал новые приборы не ради прибыли, а потому что ему нравился чистый звук. О реализации и практичности молодые инженеры не подумали. В результате цена колонки оказалась довольно высокой, а продаж практически не было.
Это стало важным уроком для производителей — их продукт должен быть не только лучшим, но и практичным.
Второй выход на сцену
В 1968 году Bose выпустил новую колонку, с учетом прошлых ошибок. Модель 901 была разработана на основе исследований в области психоакустики и анализа дизайна конкурентов.
Демонстрация возможностей новинки произвела сильное впечатление в залах розничных магазинов, акустику буквально с руками оторвали. И успех был абсолютно заслужен: прибор точнее прочих отражал эмоциональное воздействие живого концерта. Амару Боузу удалось передать с помощью техники впечатления от настоящего мероприятия!
И вот в чем был секрет. Под корпусом 901 модели размещалось всего 9 динамиков (а не 22, как в самой первой колонке), однако каждый был развернут в свою сторону. Так один динамик направлялся к зрителю, другие «смотрели» по бокам, на стену и в основание. Благодаря этому звук, по-особому отражаясь от всех поверхностей помещения, получался насыщенным и объемным.
К этой идее пришли исследователи, изучая концертные залы. Они заметили, что звук от инструментов на самом деле составляет лишь 20% от общего звучания, а вот отраженные волны от стен занимают оставшиеся 80%.
Интересно, что 901 громкоговоритель в основном покупали для использования на концертах и в качестве звукоусилителей для сцены.
Хотя модель продавалась успешно, и ей досталась ложка дегтя. В 1970 году издание Consumer Reports раскритиковало изобретение, заявив, что звук отдельных инструментов будто бы «гуляет» по комнате, отдельно от общего звучания. Амар Боуз судился с заносчивым журналом целых 13 лет, но в итоге проиграл дело.
Но даже несмотря на это, Bose 901 был признан лучшей акустикой своего времени. Кстати, эта колонка за годы работы компании претерпела 350 изменений в конструкции и продавалась до 2015 года!
В будущем концертная аппаратура займет особое место в разработках Bose. После выпуска 901 модели, в 1972 году компания выпустила Bose 800 с эквалайзером и восемью 4.5-дюймовыми динамиками.
Музыка в автомобиле
После успеха второй колонки Амар Боуз заметил, что американские водители недовольны звуком своих автомобильных приемников и вместо них покупают японские.
Изучение и конструирование качественных американских систем было воспринято как вызов. Дело усложняли разные материалы отражающих поверхностей: стекло, пластик, текстильная и кожаная обивка салона… Но до сих пор ничего подобного никто не делал, а значит, Амар Боуз должен стать первым!
В 1979 году сотрудники Bose договорились с General Motors Corporation на исследования адаптации автомобильного звука и системы для акустической среды автомобиля. Позже соглашение переросло в совместное предприятие по производству акустических систем для Cadillac, Buick и Oldsmobile.
Потом компания Bose стала оснащать и другие автомобили: Honda, Acura, Nissan, Infiniti, Audi, Mercedes Benz и Mazda. В настоящее время этот список еще шире.
Мощный звук в компактном корпусе
Помимо автомобилей, Амар Боуз продолжал изучать и конструировать акустику для домашнего использования. В частности, его занимал вопрос: как поместить мощное звучание в небольшой и удобный корпус?
Это помогли осуществить волноводы — трубки, передающие и усиливающие звук. Раньше, чтобы звучание было хорошим, устройства выпускали с длинными трубками, которые занимали много места и были малопрактичными. Амар Боуз с коллегами понял, что если длинную трубку согнуть множество раз, качество звука не изменится.
Это означало, что солидный волновод длинной от 30 до 70 см можно закрутить и поместить в небольшой корпус колонки или магнитофона. Благодаря этому открытию, в 1984 году компания Bose выпустила миниатюрную систему Bose Acoustic Wave system с мощным чистым звуком. На этот раз мнение критиков оказалось положительным: они заявили, что скромных размеров Acoustic Wave system ничем не уступает дорогим крупногабаритным системам.
В 1985 году представители Bose заключили договор с производителем телевизоров Zenith Electronics Corporation, вместе они выпустили модель телевизоров с чистым мощным звуком Zenith / Bose.
В 1987 Боуз и Уильям Р. Шорт получили титул «Изобретатель года» за волноводную систему громкоговорителей. А через год Bose становится первой компанией, заключившей контракт на поставку звуковых систем для каждого мероприятия зимних Олимпийских игр в Калгари, Канада.
Еще одно разочарование Амара Боуза
В начале карьеры Амар Боуз купил аудиосистему и разочаровался в ее звучании. Благодаря этому он основал Bose. А в 1970-х, возвращаясь с очередной поездки, доктор сильно устал от шума самолета. Неплохо было бы летать в тишине, с приятной музыкой! Но такого еще никто не изобрел…
Эта идея стала началом исследований и изобретения технологии шумоподавления. Уже в 1989 году компания представила первые наушники серии Acoustic Noise Canceling Headset, которые полностью отсекают посторонние звуки, оставляя слушателя наедине с музыкой. Разработка оказалась настолько качественной и удобной, что наушниками пользовались даже сотрудники NASA.
Кстати, модель прославилась еще до выхода в продажу: прототипы защитили слух пилотов Дика Рутана и Джинны Йегер во время рекордного беспосадочного кругосветного полета.
90-е и последующие десятилетия
В 1990-е техника Bose стала очень популярна в ночных клубах и концертных залах. Даже на Олимпиаде 1992 года во Франции использовались ее динамики. Для массового потребителя в начале десятилетия была выпущена первая модель системы Lifestyle — эта линейка акустики до сих пор используется для музыкальных систем и домашних кинотеатров.
В 1993 году был выпущен первый приемник на дистанционном управлении Bose Wave. А в 1994-м увидел свет аудиодемонстратор Auditioner — прибор, позволяющий архитекторам слышать акустику проектируемого здания, основываясь на расположении дверных проемов на чертежах и в целом на особенности помещения. Как же это работает? В специальную программу Bose Modeler загружается обрисованная 3D модель любого планируемого здания или конкретной комнаты, со всеми деталями, вплоть до материалов, из которых выполнены кресла или занавес на сцене. В программе делается расстановка акустических систем, и при помощи устройства Auditioner можно послушать, как будет распространяться звук в указанных условиях. В зависимости от изменения характеристик или перемещения вас по залу, вы услышите разницу и сможете скорректировать расположение акустических систем!
В 2008 Амара Боуза включили в Национальный зал славы изобретателей в Акроне, штат Огайо. Тогда же компания Bose получила престижную награду Red Dot International Design Team of the Year за постоянные инновации и достижения в дизайне.
За новыми разработками инженеры не забыли и про автомобили. В конце десятилетия компания Bose делает акустику в более дешевых машинах Chevrolet Blazer и Oldsmobile Intrigue под ключ: в специально спроектированных местах устанавливаются динамики.
Кроме того, разработчики обратили внимание и на комфорт водителей — так в 2010 году производитель выпустил систему Bose Ride, уменьшающую вибрацию на сиденье грузовика. Это позволило снизить физическое напряжение, усталость и боль в спине у водителей. Тут стоит уточнить, что исследования проводились задолго до выпуска этой системы: работа началась еще в 1980-х годах при создании электромагнитной подвески Bose, которая позволила снизить колебания и вибрационные волны в кузове автомобиля. Плоды исследований пригодились не только для автомобилей, ведь подавление колебаний звуковых волн было использовано при разработке технологии шумоподавления в наушниках!
В начале нулевых доктор Амар Боуз вышел на пенсию после десятилетий работы в Массачусетском институте. В 2011 году он подарил своей альма-матер часть предприятия, с которого учреждение до сих пор получает дивиденды, но не может влиять на решения компании.
Спустя два года, в возрасте 83 лет, Амар Боуз умер. Смена руководства не повлияла на стратегию компании, техника продолжает радовать аудиогурманов высоким качеством звучания, а инженеры разрабатывают новые продукты.
Что сейчас выпускает Bose?
В 2014 году в продажу вышла первая портативная блютус колонка SoundLink, тогда же появилась музыкальная система SoundTouch с модулем Wi-Fi.
Линейки по-прежнему развиваются, появились саундбары. Сотрудничество с Google позволило добавить ассистента в технику для дома. Теперь домашние кинотеатры, саундбары и колонки могут подключаться к мультируму и превращать вашу квартиру в полноценный умный дом.
Наушники — отдельная гордость разработчиков. Гарнитуры, шумоподавляющие проводные и беспроводные модели, спортивные и полноразмерные аксессуары, уникальные аудиоочки задали высокую планку комфорта и продолжают удивлять пользователей тем, каким качественным может быть звук.
P.S. Если было интересно, подписывайтесь на нас ВКонтакте и в телеграм! Будем радовать вас обзорами моделей и полезными лайфхаками.