Найти тему
В мире книг 📚

Почему мы любим ужастики?

Дружба начинается с ужастика

Представьте: вы с друзьями собираетесь в кино, но в афише нет ничего особенного. Боевики надоели, от ромкомов тошнит. Может быть, ужастик? Неплохой вариант! Даже если он окажется низкопробным, то хотя бы пощекочет нервишки…

По-настоящему страшное кино влияет не только на наше внутреннее эмоциональное состояние, но и на взаимоотношения с людьми. Ученые утверждают, что после просмотра ужастика мы испытываем невероятное чувство сплочения. Будто из-под ножа экранного маньяка или монстра вы с друзьями спаслись не хрустя попкорном, а сражаясь плечо к плечу. Этот опыт объединил вас сильнее, чем вы могли подумать. Все ссоры по выбору фильма забыты, из группы не очень близких друзей вы превратились в команду – сплошные плюсы! В минус ушли только нервные клетки, которые, кстати, не восстанавливаются.

Почему одни закрывают глаза от ужаса, а другие смеются?

Ужасы происходят всегда с кем-то другим, где-то далеко – на экране или в книге. Мозг человека эволюционировал, чтобы пропускать через себя опыт других людей. При просмотре ужастиков он обманывается и думает, что монстр гонится за не за каким-то киношным героем, а именно за вами. Именно поэтому мы испытываем страх и запоминаем фиктивно пережитый опыт.

Восприятие кровожадных картин у всех разное. Причины стоит искать в двух составляющих: врождённые особенности психики и багаж прошлого. Вдруг вы встречали кого-то пострашнее, чем клоун, улыбающийся из канализационного люка? Всякое может быть, но надеемся, что нет.

Реакция организма на ужасы

Живой организм с высшей нервной деятельностью переживает два вида страха: резкий на уровне «бей или беги» и фоновый. Людям, как и другим млекопитающим, более свойственны резкие реакции страха. Наша нервная система готова испытать шоковый стресс, легко дать мгновенную реакцию, а после успокоиться и начать восстанавливать организм до следующего скачка.

-2

Но жизнь современного человека, чей мозг бомбардирован информацией, протекает в постоянном фоновом страхе. Учеба, работа, семья, деньги, планы. Это и называют стрессом. Такой вид страха неестественен для организма, даже губителен. Его невозможно прогнать, а игнорирование только ухудшает ситуацию. Мозг вечно напряжен, не отдыхает, но и здоровой реакции, чтобы переключить тело на что-то другое, дать не может – слишком слабый импульс от височных долей (именно в них формируется чувство страха).

Ужасы дают возможность испытать резкий скачок животного страха – это перезагружает нервную систему, даёт организму встряску. Испуг сопровождается выработкой следующих гормонов: адреналин и норадреналин (чтобы выжить в экстремальных условиях), эндорфины и опиаты (чтобы восстановить организм) и дофамин (чтобы закрепить правильный импульсный отклик на успешное выживание).

Эта простая биохимическая цепочка работает, только если вы благополучно спаслись после резкого стресса. Именно поэтому люди испытывают непонятный кураж после того, как они сделали что-то страшное и безрассудное. Например, ввязались в ссору и вышли из нее победителем, прыгнули с парашютом или посмотрели ужастик.

Когда биохимический процесс даёт сбой?

У некоторых людей медиаторы дофамина (который и закрепляет в мозгу положительные воспоминания от испытанного) развиты хуже, чем медиаторы кортизола. Кортизол – это гормон стресса, в том числе фонового и долговременного. Если после шока кортизола выработалось больше, чем дофамина, то вы уходите с фильма с ощущением:

«Боже мой, это было страшно, ужасно и отвратительно! Хочется помыться, забыться и вообще отмотать время назад и никогда это не смотреть!»

-3

В таком случае ужастики смотреть вам не стоит – от этого вы получите больше вреда, чем пользы.

Разные психотипы

Людям с ослабленной психикой следует быть осторожнее. Гиперчувствительные натуры с ярким и живым воображением могут помнить об особенно пугающем хорроре всю жизнь.

Однако если человек часто смотрит ужастики, ест их на завтрак и обед, то окружающим стоит быть спокойными. Только психически устойчивый человек будет заниматься подобным. Такой публике ужастиков всё время мало, их мозг с трудом верит, что выдумка хоть сколько-нибудь реальна и что монстр хоть немного опасен. Для их риск и страх – вообще единственные способы испытать всплеск всех вышеописанных гормонов и испытать удовольствие. Вот она, целевая аудитория ужастиков!

История ужасов в культуре

Страшные рассказы широко встречаются в фольклоре. Во все века любой народ придумывал свои ужастики. Злодеи чаще всего были зверями, вампирами или оборотнями. Отдельное место занимали нематериальные монстры – призраки и привидения, а также восставшие из мёртвых, или попросту зомби. Фольклор прекрасно отражён в сказках множества авторов: Братья Гримм, Шарль Перро и Ганс Христиан Андерсен.

Позже с процветанием христианства страшилки приобрели религиозный окрас. Дьявол вселялся в людей, посылал в мир своих приспешников. Даже Андерсен большинство своих сказок писал с религиозным подтекстом, который позже убрали из многочисленных редакций вместе с налётом экзистенциального ужаса.

Готическая литература

Когда книги стали популярны (в XVIII веке наступила так называемая книгомания), авторы начали не только поучать, но и пугать. Зародился готический жанр, у истоков которого стоял Гораций Уолпол и его «Замок Отранто». Именно это произведение вдохновило Анну Радклиф на создание «Итальянца» – известного сентиментально-готического романа о любви.

-4

По сюжету неаполитанский вельможа Вивальди влюбился в Эллен, но родители девушки были против их брака. Эллен похитили и хотели отправить в монастырь, но таинственный монах помог Вивальди спасти возлюбленную. Все злодеи получили по заслугам, в дело даже вступает инквизиция. «Итальянцем» зачитывалась Джейн Остин, она местами даже спародировала его в своём «Нортенгерском аббатстве».

Кстати, Анна Радклиф высоко почиталась и другими авторами: Маркизом де Садом, Мэьбю Льюисом, Эдгаром По, Вальтером Скоттом, сёстрами Бронте, Оноре де Бальзаком, Александром Дюма, Фёдором Достоевским.

Другим монументальным трудом Радклиф стал роман «Удольфские тайны» – история об осиротевшей Эмили, которая поселяется в жутком замке с привидениями, завывающими ветрами и опасностями на каждом углу.

На стыке готики и ужаса

Готическая литература начала тяготеть к жанру ужасов в XIX веке. Это и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Человек-невидимка» Герберта Уэллса и «Дракула» Брэма Стокера.

-5

Первый ужастик создала в 1818 году Мэри Шелли. Роман «Франкенштейн» стал её самым мощным произведением. Но стоит упомянуть и другие ее произведения: «Смертный бессмертный» – повесть о том, как молодой учёный получает бессмертие, но осознаёт, что это не дар, а проклятие.

XX век и Лавкрафт

Удешевление печати дало дорогу новым авторам ужасов. Многие подобные произведения начали публиковаться в журналах. Американский «Weird Tales» открыл для мира Говарда Лавкрафта, который создал целый поджанр «лавкрафтовские ужасы». Его наследие вдохновляет авторов и по сей день. Стивен Кинг считает, что Лавкрафта ещё предстоит переплюнуть современным писателям.

Что же такое лавкрафтовский ужас? Это когда персонажи сталкиваются с чем-то настолько огромным и ужасным, недоступным для человеческого познания, что их пугает один этот факт, а не только атрибуты наподобие слизи и щупалец. Но последнее тоже невероятно важно. Космогонические «Мифы Ктулху» стали классикой жанра. Древние боги, инопланетяне, демоны, антропоиды – неудивительно, что герои Лавкрафта нашли пристанище в виде персонажей игр и фильмов.

Художники нашли неисчерпаемый источник вдохновения во вселенной Лавкрафта. Ужасы стало приятно не только читать, но и смотреть. Ещё в 1919 году Гарри Кларк создал чёрно-белые иллюстрации к историям Эдгара По. С тех пор художники-иллюстраторы постоянно пытаются дополнить, а иногда и переплюнуть авторов по силе воздействия ужаса.

-6

Симбиоз визуальных и словесных творений представлен в серии «Шедевры ужаса в иллюстрациях». Здесь собрана классика атмосферных ужасов: произведения Лавкрафта, Эдгара По, Роберта Чамберса и Амброза Бирса. Так сразу и не ответишь, что страшнее: история или картинка…

Читай-Город дарит скидку 15% на подборку страшных книг по промокоду HORROR. Только до 22 апреля!

А вы любите ужастики?