О работе Сергея Михайловича Чехова
Принято считать, что в Ялте сохранились три чеховские могилы—Евгении Яковлевны Чеховой, Марии и Михаила Чеховых, которые находятся на ныне Старом ялтинском кладбище и являются объектами культурного наследия, а также местом, дорогим для каждого русского человека, любящего литературу и знающего историю отечественной культуры. Однако, сведения, зафиксированные племянником Антона Павловича—Сергеем Михайловичем Чеховым в 1940-хгодах,— позволяют несколько пересмотреть это число. Следует начать по порядку.
Исследование «Родословная Антона Павловича Чехова», вариант рукописи которой хранится в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте в 2-х томах, является уникальным документом, в котором собраны многие свидетельства истории рода Чеховых: фрагменты легенд, семейных преданий и размышлений. История простирается на два с половиной века назад и оказывается, что Чеховы—род весьма обширный. Его генеалогическая система«разветвляется» на три основные (рассмотренные С.М.Чеховым) ветви.
Естественно, что главным образом С.М. Чехов исследовал ту ветвь, к которой относится Павел Егорович Чехов, отец великого русского Здесь же Сергей Михайлович отмечает, что все дети Павла Егоровича и Евгении Яковлевны, преодолевая трудности быта и условности системы, сумели добиться успеха каждый в своей сфере, стать уважаемыми людьми, талантливыми мастерами своего дела. В предисловии к «Родословной…», он отмечал, что «Павел Егорович, как известно, обладал артистическими наклонностями: он пел, играл на скрипке и рисовал. В числе его детей, внуков и правнуков (в числе восемнадцати) — писатель Антон Павлович Чехов и, кроме него, ещё 10 человек, причастны к литературе и искусствам» и что «лишь<…>Павел Егорович, отец А.П. Чехова, ясно представлял себе значение полного образования, включая высшее. Этим и определилась разница культурного уровня<…>родных и двоюродных братьев и сестёр А. П. Чехова» [Там же]. Таким образом, Сергеем Михайловичем раскрыта ёмкая характеристика сложного характера главы патриархального семейства. О древе же судят по плодам его.
Итак, из понимания всей многогранности личности каждого из родственников А. П. Чехова становится ясна ценность подготовленной «Родословной…». Главной задачей её видится разрешение вопросов о том, что было унаследовано великим русским писателем Антоном Чеховым от своих предков по прямой линии, о том, что нашло отражение в косвенных ветвях рода, и о том, какие люди составляли семью, подарившую миру одного из величайших драматургов в истории.
Сергей Михайлович изучил метрические записи, старые родословные таблицы, воспоминания близких и далёких родственников. Из помет и исправлений в документах видно, что сначала планировалось всестороннее исследование, однако из-за объёма материала автор был вынужден отказаться от него — оставив в пояснительной записке только «отцовскую» и «материнскую» ветви. Таким же образом и генеалогические таблицы (вначале указаны во множественном числе, далее — в единственном). Но, на счастье исследователей, исключённые из окончательной редакции «Родословной…» таблицы сохранились.
Отметим, что выдержки из «Родословной…» содержатся и в отделе рукописей РГБ (ф. 331, к. 84 д. 8–9), и в РГАЛИ (где перечислены в описании Ф. 2540). В настоящий момент до полного изучения и сравнения архивных документов невозможно утверждать их тождество.
Нам примечательны таблицы «Дальние родственники Антона Павловича Чехова» и «Ветвь академика Николая Владимировича Чехова» из Ялтинского собрания, расчерченные чёрными и фиолетовыми чернилами на большом и тонком листе бумаги с многочисленными пометами простым и синим карандашом (Рис.1). Эти таблицы содержат важную информацию о предмете нашего исследования.
В правом верхнем углу — в рамке, — помещена схема со связью трёх линий рода, ведущих своё происхождение от общего предка Евстрата (1695–1765 (прибл.)).
Обратим внимание на линию Ивана и его потомков, позволяющую пролить свет на один вновь обнаруженный артефакт, весьма замечательный в масштабе Ялты.
Неизвестная могила
В 2020 году при исследовании старого Ауткинского кладбища, по сути, уничтоженного варварским благоустройством города 1960–70-х годов, автором было вновь выявлено плохо сохранившееся надгробие типа «голгофа» (см. Рис. 2) с едва различимой надписью: «Людмила Александровна / ЧЕХОВА /…» «Скончалась 23 декабря 1892». Судя по точной ориентации надгробия на восток, оно стоит на своём прежнем месте и не переносилось.
Несмотря на то, что фамилия редкая и узнаваемая, ранее имя Людмилы Александровны Чеховой в краеведческой литературе не отражалось (упоминалось оно лишь некрополистом Чернопятовым в 1910-1911 годах в однозначной связке с именем писателя) Но так ли это? Заполнить этот пробел позволила работа С. М. Чехова, а именно та самая таблица о дальних родственниках, существующая также в чистовом варианте под названием «Ветвь академика Николая Владимировича Чехова». Имя «Людмила» (1844–1892) с соответствием дат, значится среди правнуков упомянутого Ивана Чехова (1730–1800). Интересны пометы, сделанные С. М. Чеховым синим карандашом: «Её могила находится в Ялте. Мне неизвестна (думается, сама Чехова, а не её могила — авт.) М. П. и Мих. П. знали о ней. Умерла от туберкулёза в Ялте 23/XII 1892. Антон Павлович поминал её как родную отца». В таблице «Ветвь академика…» Сергей Михайлович замечает о Людмиле Александровне: «Похоронена в Ялте. Мне могилу показывала М. П. Чехова и отец» (вероятно тогда, когда навещали могилу Евгении Яковлевны).
В таблице Людмила Александровна указана супругой Владимира Николаевича Чехова (1800–1868), уроженца Ольховатки, из семьи профессора Воронежской семинарии, «учителя поэта Никитина» (сведения даны в рукописи), также потомка Ивана Чехова по другой линии. Примечательно, что неназванная тётка Владимира Николаевича Чехова отмечена, как супруга священника К.Устиновского, законоучителя Павла Егоровича Чехова...
Но кем же была сама Людмила Александровна Чехова?
С. М. Чехов отмечает, что родилась она в 184410 году в той же Ольховатке, где ранее родился и Павел Егорович Чехов, в семье Александра Петровича Чехова, которого Сергей Михайлович никак отдельно не отмечает, что любопытно. Изучение Справочника метрических записей архивов С.-Петербурга позволяет несколько прояснить информацию, в своё время недоступную С. М. Чехову или сознательно им проигнорированную. Сохранилась запись о браке Л. А. Чеховой с Владимиром Николаевичем Чеховым (183512–1900), статус которого в метрике указан просто, как «лекарь».
Тем не менее Людмила Александровна, урождённая Чехова (в XIX веке были нередки браки между дальними родственниками), отмечена дочерью надворного советника (чиновника 7-го ранга Министерства народного просвещения, соответствующего званию генерал-вагенмейстера (до 1868) или подполковника в пехоте). Немаловажными нам кажутся и сведения о венчании, состоявшемся 29 апреля 1864 года не где-нибудь, а в церкви Таврического дворца Санкт-Петербурга — все эти характеристики позволяют заключить, что семья Людмилы Александровны Чеховой имела высокий статус, о котором лучше было не упоминать в советские годы. Согласно родословным таблицам и метрикам, в этом браке родилось четверо детей, среди которых особенно выделяется Николай Владимирович Чехов (1865– 1947) — российский и советский учёный, «старейший советский педагог», выдающийся деятель образования и историк педагогики, о жизни и методах которого написаны десятки научных работ. Труды академика Чехова на поприще педагогики заложили основы понятия «советского школьного образования» .
Также, Николай Владимирович Чехов заведовал Научным архивом Академии Педагогических наук РСФСР в 1945–1947 (ныне научный архив Российской Академии Образования). В данном архиве сохранились и фотографии Людмилы Александровны Чеховой (ф. 21, д. 625 л. 1 оборот (Рис. 4) и л. 2 (. Рис. 5), д. 626 л. 4 (Рис. 6). Которые были нами разысканы и любезно предоставлены Архивом для публикации в данной работе.
Интересно, что именно академик Николай Владимирович, сын Людмилы Александровны, сообщил Сергею Михайловичу весьма любопытный факт: «Я имел в руках письмо Павла Егоровича Чехова (Вашего деда) к моему деду Николаю Степановичу Чехову (кузену П. Е. Чехова). Письмо это было из Таганрога в Воронеж <…> Павел Егорович сообщал, что „наш родственник Митрофан постригся в монахи на Афоне“. <…> Письмо было с подписью „Ваш родственник“ и было написано около 1860 года». Вообще С. М. Чехов в письме к М. П. Чеховой (опубликованном в Мелиховском альманахе, 2005 г.) оставляет интереснейший комментарий: «Николай Владимирович показывал мне портрет своего деда. Вылитый Павел Егорович. Если бы мне показали этот портрет без предупреждения, и если бы на груди этого старца не было медалей и орденов, я сказал бы, что я вижу новый неизвестный портрет Павла Егоровича» (см. Рис. 7). Им же были сообщены некоторые факты из истории рода, однако, вероятно, работа не всегда шла легко. Примечателен комментарий, оставленный М. П. Чеховой на одной из таблиц с «ветвью академика»: «Для действительного члена Акад. Пед. Наук это будет вероятно огорчительно. Он не хотел признавать разночинцев Чеховых родственниками!!» и после не менее интересна приписка С. М. Чехова «(Сначала) но любил тв-во А. П. Чехова и знал моего отца. Н. В. отдельно отмечал „Золотое детство“ Мих. П. (1909) Ник. Влад. очень любит и уважает А. П. Ч.»
Все эти сведения позволяют нам, благодаря воспоминаниям Николая Владисировича Чехова, хранящемся в Архиве РАО [5, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 482], составить представление о его матери — Людмиле Александровне. Известно, что она отличалась особой любовью к детям, к семье, и именно ей принадлежало руководство над их образованием.
Так вспоминает Николай Владимирович: «…до двенадцати лет я учился и воспитывался дома. Воспитанием моим занимались мать и домашняя учительница. Отец непосредственно в наше обучение и воспитание не вмешивался, но, очевидно, одобрял то воспитание, которым занималась мать». Грамотная забота о детях в семье Л. А. Чеховой с самых ранних лет заложила в них крепкие основы для формирования волевой и дисциплинированной личности. Людмиле Александровне принадлежит заслуга в формировании у детей привычки к чтению. Из всего этого возможно заключить, что именно Людмила Александровна Чехова способствовала тому, что в семье «дети никогда не видели между отцом и матерью никаких ссор и семейных сцен». Бытие, как известно, определяет сознание.
В ходе сопоставления сведений, найденных и скрупулёзно записанных Сергеем Михайловичем Чеховым, с информацией о надгробном памятнике, обнаруженном в Ялте, становится ясно, что Людмила Александровна Чехова и Людмила из таблицы С. М. Чехова — одно и то же лицо. Совпадают все характеристики, составленные Сергеем Михайловичем, а также известные нам по другим источникам: дата смерти (23 декабря 1892), причина (туберкулёз), сведения о родстве, о предках и потомках – некрополист Чернопятов был прав насчёт родства. Отметим, что Людмила Александровна Чехова приходилась Павлу Егоровичу Чехову, отцу писателя, троюродной племянницей и равно — Антону Павловичу Чехову, — четвероюродной сестрой по отцу, имя которой, однако, в эпистолярном наследии писателя не обнаруживается. Возможно, оно бы могло встретиться в документах старшего поколения Чеховых.
Людмила Александровна прожила лишь 48 лет. Немаловажно и то, что туберкулёз в тех или иных проявлениях, был семейной болезнью Чеховых — согласно подсчётам С. М. Чехова, только в линии от Егора Михайловича от него умерло 4 человека, у многих же проявлялись те или иные признаки болезни. Та же статистика наблюдается и в других ветвях рода. Вероятно, и Ялта была выбрана в 1892 году именно для облегчения течения коварной болезни. В настоящий момент достоверно не удалось определить, в каком доме и где проживала семья Людмилы Александровны, однако, у её сына, Николая Владимировича, в 1894 году в Ялте родилась дочь Анна, впоследствии сделавшая успешную карьеру в сфере медицины.
Эпилог
Заключая, стоит отметить, что в Ялте идентифицирован и атрибутирован важный артефакт, позволяющий добавить несколько новых штрихов к родословной обширного рода Чеховых, и также утверждать, что в городе сохранилась четвёртая «чеховская» могила — могила Л. А. Чеховой, четвероюродной сестры Антона Павловича Чехова.
Жизнь и работа Людмилы Александровны (её предков и потомков), прямо соответствуют «чеховскому» кредо. Интерес к медицине, как и призвание к литературе, тяга к творчеству и успех в педагогике, насущная потребность в заботе о ближнем и о благе своего Отечества — всё это факторы, характеризующие представителей рода Чеховых.
Так, Антон Павлович Чехов — великий русский писатель, — был известным благотворителем, построившим и обеспечившим всем необходимым школы в Подмосковье и в Крыму; Мария Павловна Чехова 18 лет вела педагогическую работу в Москве, профессионально занималась живописью. Позже она стояла у истоков создания чеховских музеев России, оказала значимое влияние на само понимание важности и необходимости в сохранении и музеефикации подлинного культурного наследия, внесла неоценимый вклад в понимание самой концепции «мемориального» литературного музея.
Николай Павлович Чехов и его племянник Сергей Михайлович были талантливыми, признанными художниками. Тонким педагогом был Иван Павлович Чехов, а Михаил Павлович — стал одним из первых в дореволюционной России авторов, переводчиков и издателей, выпускавших журнал для детей.
Так и в исследуемой Сергеем Михайловичем ветви рода от Владимира Николаевича и Людмилы Александровны Чеховых, показаны выдающиеся учёные, педагоги и врачи: сам Владимир Николаевич и его внучка Анна Николаевна были известными каждый в своё время психиатрами, заложившими основы практической психиатрии в дореволюционной и, позже, советской России. Николай Владимирович Чехов стал известнейшим учёным-педагогом, реформатором народного образования, «старейшим советским педагогом». Другой сын Людмилы Александровны – Владимир, - в начале ХХ века стал врачом-психологом, изучал театральное искусство, в том числе драматургию Антона Павловича Чехова и его современников в аспекте психологии, и примечательно, что согласно словарю псевдонимов Басанова за 1960 г., подписывался иногда как «В. Богемский» или просто «Богемский», как и Михаил Павлович Чехов.
Воистину, как не бывает самой могучей и полноводной реки без своего самого малого притока, так не бывает рода с малыми или незначимыми семьями — и тому подлинное доказательство великолепное родовое древо Чеховых.
Кожин Владислав Владимирович
Главный хранитель ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник».