Вступление
Почти все владельцы Dodge/Chrysler/Jeep знают о существовании такого приложения, как AlfaOBD, многие используют его для активации разнообразных функций и/или сбрасывания ошибок, но почти никто не использует его полноценно. Данная серия статей позволит немного расширить знания по приложению и его функционалу.
История ELM/OBD
Во всех чатах/форумах прожужжали все уши: "покупайте только 1.5", "Как отличить 1.5 от 2.0", "2.0 не работает" и всё такое. Из всех сторон звучит аббревиатуры как ELM, так и OBD. Но стоит всё-таки немного разобраться.
OBD-II
OBD-II, OBD-2, разъём OBD - всё это часть аббревиатуры "On-board diagnostics" - система диагностики автомобиля, на данный момент это просто название разъёма в современном автомобиле.
Первоначально в 1980 году General Motors реализовала фирменный интерфейс ALDL (Assembly Line Diagnostic Link) и протокол для тестирования модулей управления двигателей (ECM), он использовался для слежения за системами автомобиля. В 1984 году вышло обновление данной системы.
В 1991 году California Air Resources Board (CARB) регламентировало, чтобы все новые автомобили, проданные в Калифорнии начиная с 1991 года, соответствовали требованиям OBD-I (бортовая диагностика, регулирующая намерения побудить автопроизводителей разрабатывать надёжные системы контроля за выбросами), а в 1996 году появляется OBD-II - протокол Бортовой диагностики, причём он стал обязательным для всех автомобилей, проданных в Соединенных Штатах.
При этом в 2000 году появляется европейская версия OBD-II - EOBD (European Union On-Board Diagnostic), при этом ЕвроСоюз делает EOBD обязательным для всех бензиновых автомобилей, проданных в Европейском Союзе, начиная с 2001 модельного года (в 2004 году это стало обязательным и для дизельных авто).
Чуть позже, в 2003 году Япония вводит свою версию OBD-II - JOBD (Japan On-Board Diagnostic) и также делает её обязательной для автомобилей, выпущенных с 2003 года.
Как таковая, OBD-II - это бортовая диагностика, стандарт, который предоставляет полный контроль над двигателем. Он позволяет проводить мониторинг частей кузова и дополнительных устройств, а также диагностирует сеть управления автомобилем. Есть разные протоколы для разных авто, но мы не будем углубляться в теоретические дебри.
Аналогично, аббревиатурой OBD-II называется диагностический разъём со стандартной колодкой в виде трапеции и 16 контактами 2х8 с распиновкой стандарта SAEJ1962, расположенный в районе доступности водителя.
OBD-II обеспечивает доступ к данным из различных систем автомобиля, в том числе из Блока управления двигателем (ECU) и является ценным источником информации при устранении неполадок в автомобиле.
Каждый из OBD-II кодов неисправностей, состоит из пяти символов:
P00xx — Контроль системы смесеобразования и системы доп. снижения токсичности выхлопа.
P01xx/P02xx — Контроль системы смесеобразования.
P03xx — Система зажигания и система контроля пропусков воспламенения.
P04xx — Вспомогательные системы контроля эмиссии.
P05xx — Контроль скорости автомобиля, системы холостого хода и других систем.
P06xx — Блоки управления ECM / PCM / TCM и другие системы.
P07xx/P08xx/P09xx — Трансмиссия.
P10xx/P20xx — Коды устанавливаемые производителем. Зависят от марки авто.
B00xx — Кузов (подушки безопасности, центральный замок, стеклоподъемники).
C00xx — Шасси (ABS, противопробуксовочная система, ESP, система курсовой устойчивости).
U10xx/U25xx — Межблочная шина обмена данных (CAN-bus) (CAN-II).
ELM327
ELM327, на самом деле - это обычный микроконтроллер PIC с прошивкой, разработанной компанией ELM Electronics. Это микросхема, преобразующая ряд протоколов, используемых в диагностических шинах автомобилей, в протокол RS-232. Бывают как проводные, так и беспроводные версии. На данный момент компания сообщает о версии прошивки 2.3.
Компания ELM Electronics полностью прекращает свою работу в июне 2022 года, о чём сообщается на их официальном сайте
Так мы и подошли к распространённому понятию ELM 1.5 и ELM 2.1. Так получилось, что первая версия прошивки (ELM327 v1.0) вышла без защиты от копирования, что привело к созданию дешёвых клонов из Китая со своими "версиями", которых никогда и не существовало (например, версию 1.5 ELM Electronics никогда не выпускала) - китайцы и прочие флибустьеры покупали дешёвые микросхемы и записывали в них скопированную и модифицированную прошивку.
Для сравнения. На сайте ELM Electronics есть прайс-лист покупки отдельных микросхем. И версия 1.3a (повторюсь - версии 1.5 не существовало!) стоит $17.00 CAD (канадских долларов) - это примерно $13.5 USD, а версия 2.3 уже $21.00 CAD, что равно примерно $16.7 USD. Конечно, при массовой закупке цена понижается, но это не меняет тот факт, что это цена только за одну микросхему, тогда как полноценный адаптер KingBolen PIC18F25K80 v1.5 стоит всего $7.5 USD.
Но что же за китайские версии 2.1? Поскольку доступа к оригинальной прошивке от ELM Electronics у китайцев не было, они переработали прошивку 1.5 под ещё более дешёвые микросхемы MCP2515 или BK3231Q и выпустили, как "обновлённую" версию 2.1.
К сожалению, с понижением стоимости устройства, понизилось и качество. Многие автовладельцы столкнулись с тем, что китайская версия адаптера 2.1 могла только использоваться как сканер ошибок или вообще не подключалась к блокам автомобиля. Поэтому и советуется всегда покупать версию 1.5 по более высокой цене с обязательной проверкой.
Мало того, что необходимо покупать адаптер с версией прошивки 1.5, надо ещё, чтобы адаптер был именно на чипе PIC18F25K80. В противном случае есть вероятность, что адаптер не сможет подключиться ни к одному блоку.
Где купить правильный ELM327?
Чтобы полноценно использовать приложения для подключения к блокам (ту же AlfaOBD), необходимо купить "правильный" блок. Первое, что надо запомнить, ELM327 v1.5 не бывает дешёвым ($1-5 USD), его цена всегда несколько завышена. Но даже покупка по завышенной цене не гарантирует вам честной сделки. Тут стоит ориентироваться на отзывы реальных покупателей, обычно они всегда есть. Один из самых распространённых недорогих адаптеров - KingBolen PIC18F25K80 v1.5. Его цена не превышает $10 USD, при этом очень много положительных отзывов, особенно от владельцев Dodge/Chrysler/Jeep.
Но, к сожалению, выяснилось, что не всё так хорошо, как хотелось бы. Появились различные версии этого же продавца и этого же товара, с которым встречаются проблемы, приведу цитату с форума 4pda:
Информация для владельцев автомобилей Dodge Caliber (PM), Dodge Avenger (JS) Jeep Compass (MK), Jeep Liberty (KJ), Dodge Grand Caravan (RT), Chrysler Voyager/Town&Country (RT), Lancia Voyager (RT).
С недавнего времени покупка адаптера KingBolen ELM327 Wi-Fi не является гарантией того, что вы сможете править конфиг своего автомобиля и активировать скрытые функции. Пользователям стали приходить адаптеры с ревизией платы v1.1 - они отличаются по схемотехнике от версий v1.2 и v1.3 и их функциональность с AlfaOBD неполноценна на некоторых платформах.
Информация подтверждена десятками пользователей в профильных форумах и мессенджерах. Для данных платформ она 100% и сомнению не подлежит!
Для владельцев Dodge Journey (JC), Fiat Freemont (JF), Jeep Grand Cherokee (WK2) адаптеры Kinfbolen wi-fi с ревизиями плат v1.1, v1.2, v1.3, KingBolen BlueTooth с ревизией платы v1.2, Ancel Obd Scan BlueTooth умеют вносить изменения в конфигурацию автомобиля.
Информация от 09 июля 2024 года: если у вас китайский NoName телефон или телефон Infinix/Texno, то вероятнее всего, AlfaOBD с Bluetooth адаптером работать не будет, если у вас установлено последнее обновление системы. Bluetooth адаптер даже не подключится к телефону (это касается всех адаптеров с Bluetooth версии 4.0/4.2).
В этом случае используйте ТОЛЬКО WiFi адаптеры.
На данный момент есть варианты точно рабочих версий адаптеров для полноценной работы с AlfaOBD. Их переделывают умельцы и продают на том же Авито. Из 100% проверенных можно назвать Юрия и его объявление на Авито. Не забывайте написать, откуда информация и что нужна версия именно для работы с AlfaOBD!
Как проверить версию ELM327
Но даже после покупки обязательно необходимо провести проверку. По счастью, для Android есть приложение ELM327 Identifier. Оно позволяет достаточно точно проверить версию прошивки и качество адаптера.
Работа с программой невероятно проста. Достаточно подключить адаптер к машине, через телефон подключиться к нему (по BlueTooth или Wi-Fi) и запустить приложение, указав подключенный блок. Всё. Приложение отправит определённые запросы, в зависимости от результатов вы получите разные ответы. Идеальный вариант - это получить все зелёные полоски (правильные ответы) до версии 1.4(b). Если у вас "правильная 2.1/2.2/2.3" (актуально для дорогих фирменных устройств) - не стоит расстраиваться, это только плюс.
Итоги
В данной статье мы рассмотрели историю появления разъёма OBD-II, протокола ELM327, его прошивок, адаптеров и основы покупки и проверки адаптера.
В следующей статье рассмотрим более подробно приложение AlfaOBD, её особенности и хитрости. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!