Каждый ребёнок в детском саду не один раз проходит процедуру обследования сформированности навыков. И это не только заполнение педагогом мониторинговых таблиц по результатам наблюдений в группе. Уровень речевого развития, готовность к школе, развитие высших психических функций – всё это исследуется в процессе выполнения ребёнком заданий педагога индивидуально. И часто педагога проводящего диагностику, малыш видит в первый раз.
Представим, что он чувствует? Ведь, наверняка, ему заранее сказали, что предстоит проверка его знаний и он должен её с достоинством пройти. И вот ребёнок уже один на один с незнакомым взрослым выполняет задания. Даже отлично подготовленный, хорошо вступающий в контакт дошкольник испытывает напряжение! И оно значительно усиливается, когда педагог прямо на глазах малыша фиксирует ответы в протоколе. А можно ли показать свой идеальный результат в состоянии тревоги и неуверенности? Мы уверены, что нет.
Вне зависимости от того, какие методики обследования речи используются, любой логопед постарается создать для ребёнка необходимый психологический комфорт. Это может быть приятная улыбка, неспешность в проведении диагностики, видимое отсутствие оценивания и сравнения с другими детьми, мягкая помощь. Идеально, если ребёнок воспримет происходящее как игру.
Именно для этого мы создали раздел “Обследование речи” в расширенном функционале Умного зеркала ArtikMe Pro. Теперь дети могут играть в кабинете логопеда, а педагог - незаметно оценивать уровень развития речи.
Раздел “Обследование речи” (входит в расширенный функционал Умного зеркала ArtikMe Pro) содержит программу для заполнения речевой карты, в которую включены как традиционные методы исследования (наблюдение, беседа) так и современные (интерактивные игры). Его использование позволяет:
- обеспечить психологический комфорт и высокую мотивацию в ситуации обследования для ребёнка;
- оптимизировать временные затраты на фиксацию данных обследования и заполнение речевой карты для педагога;
- определить задачи и направления работы с ребёнком на основании данных речевой карты.
Интерактивные игры разработаны для блоков заданий, в которых наиболее важно, чтобы ребёнок раскрылся и выполнил их качественно. На основании этих результатов будет планироваться дальнейшая коррекционная работа.
При проведении обследования в игровой форме педагог становится не контролёром ребенка, а партнёром по игре. И это, несомненно, вызывает и доверие, и желание сотрудничать.
Во всех играх ребёнка сопровождает невидимый Дух Зеркала. Он даёт инструкции, организуя процесс обследования речи, не даёт готовых ответов, но предоставляет возможность исправить ошибки. И тем самым помогает педагогу стать участником путешествия в зеркальный мир наравне с малышом. Ситуация, в которой ребёнок будет неуспешен, не может возникнуть.
Игры построены на близком и понятном дошкольнику сюжете. Ему предлагается познакомиться с героями зеркала и посмотреть, чем они занимаются в своём технологичном мире. Артик и Мими – такие же малыши, как и наш испытуемый. Они играют, лепят и рисуют, а помогают им в этом Волшебный Светлячок и игрушка-робот Попугай. Наш малыш тоже может поучаствовать. И делает это с удовольствием.
Педагог, в свою очередь, фиксирует результат в удобном боковом меню после выполнения каждого задания. Необходимо отметить уровень самостоятельности ребёнка при выполнении задания, необходимость оказания помощи, её эффективность. На основании этих результатов программа автоматически внесёт нужную формулировку в речевую карту.
В настоящее время блок "Обследование речи" в ArtikMe Pro содержит 18 интерактивных игр. Это задания для выявления состояния неречевых психических функций, моторной сферы, грамматического строя речи, слоговой структуры слова и звукопроизношения, фонематического слуха. Отзывы практикующих специалистов подтверждают, что дети :
- с интересом включаются в выполнение заданий;
- более внимательно относятся к необходимости выполнения, так как изначально лучше мотивированы;
- не испытывают негативных эмоций;
- если задание сложное – непринуждённо обращаются к помощи педагога.
Исследование проводится в близкой и понятной ребёнку форме интерактивной игры.
Главное в работе логопеда - результат. Его оценивают и воспитатели, и родители, а как приятно детям видеть собственный прогресс! Чтобы достигать лучших результатов в работе важно, чтобы обследование речи детей было максимально точным. Когда малышу на занятии спокойно и интересно, у педагога больше шансов “раскрыть” его, увидеть все сильные и слабые стороны. Совместная игра создаёт более тесный контакт с логопедом, а это обязательно отразится на результате дальнейшей коррекционной работы.