Этот вопрос периодически волнует каждого родителя. Представляете, не понимает) Распознавать эмоции, мимику, выражение лица ребенок тоже учится. У человека, конечно, как у биологического вида есть единые универсальные способы эмоционального реагирования, и ребенок неосознанно ими пользуется, довольно улыбается, когда сыт, кричит, когда чувствует дискомфорт. Но пониманию эмоций других ребенок именно учится, точно так же учится понимать собственное эмоциональное состояние, постепенно осваивая социально приемлемые способы выражения собственных эмоций.
Ребенок учится понимать эмоции, наблюдая за лицом взрослого.
И в этом большая сложность для детей с ограниченными возможностями здоровья (гиперактивность, расстройства аутистического спектра и т.д.). Их взгляд блуждает вокруг, не концентрируется на лице, ребенок концентрируется на предметах вокруг. Они ведут за собой ребенка и определяют его поведение. Увидел мяч - пнул, увидел пирамидку - столкнул. Это "полевое" поведение. Взрослый исключен из взаимодействия ребенка с предметным окружением. В норме должен быть треугольник: "Ребенок - взрослый - предмет". В процессе развития взрослый опосредует действия ребенка с предметом, показывает как действовать с ним. Ребенок же действуя с предметом, обращается взглядом за одобрением к взрослому, смотрит ему в лицо.
Как это формируется? Помните всеми любимую игру "Ку-ку", взрослый прячется за ладонями, сколько потом радости ребенку, потом открываются ладони и ребенок видит маму. Внимание ребенка сконцентрировано на лице, он эмоционально откликается на улыбку мамы, начинает считывать с лица мимику радости. Эту игру можно использовать и дальше в возрасте 2-3 лет и старше чуть изменив её. Все игроки прячутся за ладошками. "Раз, два, три - на меня (на Лизу) смотри" - говорит ведущий, все открывают ладошки смотрят на выражение лица, и пытаются угадать эмоцию. начинаем всегда с положительных и ими же заканчиваем. Играть в эту игру можно индивидуально и с группой детей, показывая постепенно уже весь спектр отрицательных эмоций, который кстати достаточно разнообразен. Прежде чем Вы станете играть и показывать негативные эмоции, Вы должны быть уверены, что ребенок понимает, что это за эмоция. То есть сначала Вы комментируете поведение ребенка в реальной жизни, называя его эмоции: "Ты сейчас расстроен (сердишься, боишься)", и только потом играете. Так ребенок начинает выделять эту эмоцию. Ребенок не пройдя первый этап знакомства с эмоцией может чисто интуитивно среагировать, мимика негативных эмоций может его испугать. Во время игры шутите, эмоционально реагируйте на проявление эмоций. Например, дети изображают злость: "Ой страшно! Спрятались все в домик (закрываете свое лицо руками)". Для ребенка игра должна вызывать положительные эмоции.
Если ребенок, не может сам мимикой произвольно выразить эмоцию, то ему можно помочь через телесные прикосновения: пальчиками опустить уголки губ для выражения грусти, или чуть сместить нажатием кожицу между бровей, изображая злость. Так Вы дадите ребенку почувствовать изменения мышечной мускулатуры.
Постепенно ребенок научится "считывать" с лица эмоции, а это шаг к достижению взаимопонимания с ребенком.
Попробуйте поиграть в эту игру с ребенком:) В комментариях напишите понравилась ли игра Вашему ребенку? Были ли сложности?