Давайте рассмотрим плюсы и минусы всех вариантов.
1. Ресурсная группа в обычном детском саду.
Минусы:
Единственный минус это сложность создать такую группу. Делается она руками родителей. И процесс этот долгий, затянутый, требующий большого количества свободного времени и эмоционально тяжелый – бесконечные встречи с неприятными людьми, которые тебя посылают откровенно или завуалированно.
Плюсы:
А в остальном это идеальный вариант инклюзии который устроит всех. РГ основана на принципах пап (прикладной анализ поведения). У детей аутистов будет отдельная ресурсная зона с сенсорной комнатой. Самые компенсируемые могут сразу быть введены в обычную группу с нормиками (с тьютором, разумеется). Если будут уставать и перегружаться, либо вести себя не подобающе, тьютор уведет их обратно в ресурсную зону. На каждого ребенка полагается один тьютор. Над тьюторами шефствует куратор, а над ним супервизор. Это индивидуальный подход – каждого ребенка тестируют и выявляют дефициты, а потом с ними работают.
2. Группа «ЗПР» в коррекционном или компенсирующем детском саду.
Плюсы:
- Малая численность.
- Больше внимания, индивидуальны подход.
- Больше занятий со специалистами (психолог, дефектолог, логопед, индивидуальные и групповые занятия).
- У воспитателей есть опыт работы с такими детьми.
- На маму не оказывают психологическое давление воспитатели или родители, ребенка не выживают из группы.
Минусы:
- Такие группы есть не везде.
- Ребенок может перенять плохое поведение от детей тяжелее его.
3. Массовый сад.
Минусы:
- Сенсорная перегрузка от большого количества детей.
- Нет занятий без результатов ПМПК (они полагаются ребенку со статусом "ОВЗ" после прохождения ПМПК).
- Воспитатели не обучены работать с детьми с ОВЗ.
- Нет нужных специалистов для занятий.
- Воспитателю не могут уделить много времени проблемному ребенку
- Психологические давление, будут предпринимать попытки выжить из группы и идти в коррекцию вплоть до травли совместно с родителями в вотсап чатах.
Плюсы:
- Такие сады есть везде.
- Ребенок перенимает социально приемлемое поведение от нормиков.
4. Частный детский сад.
Плюсы:
- Малая численность.
- Индивидуальный подход.
- Общение с нормой.
Минусы:
- Не все готовы принять ребенка с РАС.
- Очень дорого.
5. Не водить в сад до школы.
Плюсы:
1. Не будет конфликтных ситуаций и психологического давления
2. Много времени на походы к специалистам, можно заниматься 24/7
Минусы:
1. Мама не отдыхает, и у нее начинает "свистеть фляга"
Кмк, это перекрывает все плюсы.
На самом деле многое зависит от заведующей и воспитателей. Если они готовы работать с таким ребенком, привлекать его к участию в дет садовских мероприятиях, то, может быть, ребенок будет чувствовать себя неплохо в массовом саду. Но это редкие случаи. Да и ребенок должен быть без выраженных поведенческих проблем и уметь хотя бы частично себя обслуживать. Вряд ли он выдержит больше 4х часов. Поэтому обычно родители забирают его перед дневным сном, а дальше отдыха дома, дневной сон (у кого он есть) и занятия вне сада.
Но чаще бывает наоборот. Ребенка всеми силами выживают из сада. Да, к сожалению, травля имеет место быть. И мама в такой ситуации оказывается «между Сциллой и Харибдой». С одной стороны, родители, заведующая, воспитатели выживают из сада неудобного проблемного ребенка, с другой стороны внесадовские педагоги тюкают по темечку и настаивают «только на норме», приводя аргументы вроде - «в группе ЗПР не умеют работать с РАС», «ребенок там деградирует, развития не будет». Вот и я в такой ситуации оказалась. Водила к норме «врагам назло». Было неплохо пока один из воспитателей не сменился. После этого они стали вдвоем настаивать на переводе в ЗПР. Не имею никаких претензий к воспитателям и понимаю, что проблемные дети требуют повышенного внимания, но как его оказать когда есть еще толпа нормиков. Забить на них и бегать за аутистом? Но на меня давили ава-тераписты, и я продолжала водить ребенка к норме где его не хотели видеть, даже привлекала тьютора, чтобы он разобрал проблемное поведение ребенка (начал щипаться).
Могу сказать что за год пребывания в таком саду сын так и не начал контактировать с детьми. Без тьютора он бы и не смог этого сделать. Многие с проблемными детьми меня поймут. Утром отводишь ребенка и сидишь днем в мандраже в ожидании звонков из сада или сообщений в вотсап. Ребенок кричит и не хочет идти в группу, но ты пихаешь его туда потому что педагоги сказали «надо», потому что без нормы он деградирует.
Уважаемые педагоги, если вы это читаете, у меня убедительная просьба к вам не настаивать на "норме" и не оказывать давление на родителей. Пусть они сами решают где ребенку будет комфортно. От насильственной социализации пользы не будет, скорее вред.
Я с облегчение вздохнула когда перевела ребенка в группу ЗПР. С воспитателями нам очень повезло – неравнодушные, добрые люди имеющие большой опыт работы с детьми с ОВЗ. Они много занимаются с детьми. Отношение очень хорошее, любят всех даже самых сложных и другие родители обрадовались когда в группу пришёл говорящий ребенок – их дети пытаются говорить, глядя на моего сына. Сын ничего плохого не перенял от «ненормы». Хотя была у меня одна знакомая, которая ребенка с РАС перевела потому что копировал все плохое, но сетовала на то, что в обычном саду ребенок брошен, им не занимаются. Могу сказать что копируют не все аутисты. Беда даже не в том, что копируют, а не понимаю, что надо перенимать хорошее и хватают все подряд.
Подвожу итоги – выбор сада во многом зависит от состояния ребенка и лояльности и доброжелательности воспитателей и заведующей.
Понятно, что тяжелый ребенок на пике аутизма не сможет посещать даже коррекционную группу. А если в коррекционной группе равнодушные педагоги, то от посещения толку не будет. Это будет передержка чтобы мама могла отдохнуть. Бывает так, что выбрать особо и нечего. Например, в небольшом поселке сад всего один, коррекционных нет. Но если нет проблем с поведением, и воспитатели готовы принять такого ребенка, то, возможно, получится посещать сад с нейротипичными детьми.
Все таки предпочтительней всего для РАС ресурсная группа (их очень мало и создать сложно), затем коррекционная, потом частный сад. А в массовом саду аутисту будет некомфортно, да и детям и воспитателям тоже, они не обучены работать с такими детьми и не могут уделить много внимания. Страдают и сам аутист, и воспитатели, и дети в группе.
#аутизм у детей #детский сад для аутиста #РЕСУРСНАЯ ГРУППА #КОРРЕКЦИОННЫЙ САД #МАССОВЫЙ САД #ЧАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ САД #ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИКРАС