Уважаемые читатели!
В 2022 году юбилеи сразу двух событий, которые имеют непосредственное отношение к нашему городу Тюкалинску и Тюкалинскому району.
7 февраля исполнилось 200 лет Омской области, в становлении которой тюкалинская земля приняла самое деятельное участие. А еще 200 лет назад – 3 августа (22 июля по старому стилю) 1822 года Тюкалинск стал городом!
На страницах районной газеты «Тюкалинский вестник» стартует редакционный проект «Тюкалинские страницы истории Омской области», который расскажет о наиболее значимых эпизодах двухвековой истории нашего района и города, памятных местах, улицах, людях. Надеемся, что содержание проекта заинтересует тюкалинцев, ведь тюкалинская история вершилась руками предыдущих поколений - наших предков. Приглашаем всех, кому дорога малая родина, стать нашими партнерами и соавторами.
Предлагаемая вашему вниманию серия краеведческих материалов - краткая систематизация некоторых результатов собственных архивных изысканий, а также некоторых сведений омских краеведов по теме, связанной с историей Тюкалинска, - возможность открыть для тюкалинцев новые, доселе неизвестные и дополнить малоизвестные страницы его биографии, устранить домыслы, исправить недостоверные факты, приводимые в печатных изданиях, на тюкалинских сайтах.
Автор позволил себе избрать свободную форму повествования. Надеюсь, читателя это не разочарует.
В нескольких километрах от Омска трасса Р-402 Тюмень-Омск (на Яндекс-карте ее участок в этом месте называется Тюкалинским трактом) пересекает речку Камышловку. Неширокое, с высокими берегами русло, заросшее камышом, почти скрывающим речную воду, на короткий период оживляется весной талыми водами. Если мысленно «пройти» с помощью той же Яндекс-карты от Иртыша сначала по руслу Камышловки, а далее - по длинной цепочке как-то очень многозначительно выстроившихся озер, то в итоге доберемся до реки Ишим у города Петропавловска (Казахстан). Есть мнение, что когда-то Камышловка была полноценной рекой протяженностью около 400 км и несла свои воды в Иртыш вот так, издалека. В атласе, изданном в 1701 году, Семен Ульянович Ремезов, сибирский ученый и картограф, сообщает, что Камышловка «течет из многих озер, связанных между собою сплошною протокою».
С течением времени река обмелела. И летом 1746 года командир Сибирского корпуса, командующий Сибирскими линиями генерал-майор Христиан Киндерман проезжал по этим местам и далее на запад в сопровождении большой группы офицеров и топографов уже вдоль цепочки горько-соленых, местами пресных озер, что выстроились по древнему руслу Камышловки.
Около 270 лет назад была Камышловка пограничною рекою. Здесь и далее вдоль цепочки озер с 1752 по 1755 годы по предложению Киндермана была построена Новоишимская (Тоболо-Ишимская, Горькая) линия укреплений (крепостей, редутов, маяков), предназначенная для охраны российских владений в Западной Сибири от «степных кочевников», из коих наибольшую опасность представляли джунгары - монголоязычный народ, создавший в результате войн Джунгарское ханство. Эта линия сыграла важную роль в рождении Тюкалинска.
Новоишимская линия заменила собой находящуюся значительно севернее, очень длинной дугой охватывающую огромное пространство между Иртышом и Ишимом, Ишимскую (Староишимскую) оборонительную линию, в составе которой среди прочих были «Кутурлинский», «Услагский» (Усть-Логатский), «Кумырский» форпосты*.
*Форпост – военное укрепление. Он был обнесен «деревянной огородой» высотой до двух саженей (4 м). С внешней стороны за огородой форпост защищал двухметровый земляной вал с двумя рядами надолб и кольцом рогаток, за ними крепость защищал ров глубиной от 2-3 м и шириной от 2-10 м. Внутри сооружали хозяйственные постройки: казармы, домик для офицеров, конюшня, амбар, пороховой погреб. Форпосты строились на расстоянии около 20 верст друг от друга.
До наших дней сохранились остатки рвов и насыпей Кумырского форпоста на берегу р.Кумырка в треугольнике между деревнями Кумыра, Гурково и Сарыбалы. Именно здесь, а не на месте нынешней деревни Кумыра, как ошибочно указано в книге «Тюкалинске были», он был построен в 1743-1746 годах. Потому деревня Кумыра не может считаться первым поселением на территории современного Тюкалинского района, как утверждается в том же источнике. Забегая вперед, скажем, что эта честь выпала Тюкале (теперь Тюкалинск).
Землю с насыпей форпоста в 50-х использовали для строительства земляной дамбы на Кумырке. Рвы некоторые местные жители в 90-х именовали «колчаковскими окопами». В августе 1992 года туристическая группа учащихся Кошкульской средней школы под руководством автора изучала и измеряла место расположения форпоста. В сентябре 2000 года он же доставил сюда комплексную экспедицию ОГИК музея под руководством А.В. Матвеева, которая занималась поисками укреплений Ишимской линии.
Остаткам Кумырского форпоста повезло в том, что они были расположены вдали от основанных позднее в этих местах населенных пунктов. Это и спасло их от полного исчезновения. С высоты птичьего полета и на фотографиях из космоса можно увидеть его «крепостной» вид. В музее «Военные страницы тюкалинской истории», расположенном в здании бывшего ПТУ-27 на ул.Октябрьской есть макет и фотографии форпоста.
Примерно с середины XVIII века через Кумырский форпост проходила дорога от Тары до Абатска, Коркиной слободы (Ишима), Тобольска. И после упразднения форпостов она еще почти полтора века служила людям.
Так вот, южнее Староишимской линии простиралось огромное лесостепное пространство с большим числом озер, богатых рыбой, водоплавающей птицей. Земли здесь были пригодны для хлебопашества. Леса были изобильны природными дарами. Однако селиться здесь было крайне опасно. Редкие укрепления с небольшими гарнизонами не могли обеспечить поселенцев надежной защитой от возможных набегов «степных людей».
Так, в рапорте от 3-го февраля 1747 года полковника Крафта Киндерману с приложением рапорта капитана Буланина об осмотре Ишимских форпостов сообщалось:
«Между Тарским и Усть-Лагатским форпостами находится изба почтовая, без защиты от неприятеля; при Усть-Лагатском форпосте 2 пушки, выписные казаки многие малолетние и оружием не исправлены».
*Выписные казаки - крестьяне и разночинцы, обязанные, кроме выполнения своих крестьянских повинностей, строить крепости, укрепленные линии, нести караульно-сторожевую службу в укрепленных слободах и деревнях… со своим оружием и на собственном содержании.
Возведение Новоишимской линии далеко южнее Староишимской делало называемое Абацкой степью лесостепное пространство между ними более безопасным. Тут стало можно «крестьян селить, яко тут к хлебопашеству места удобные и всякими угодиями издоволены» и решать задачи дальнейшего освоения края, увеличения численности крестьянского населения, продовольственного обеспечения оборонительных укреплений. По данным 1753 года на Новоишимской линии было расквартировано 2578 служивых. Из них 2299 регулярных. Попытки организовать самообеспечение укреплений, предпринимавшиеся еще в 1746 году в отношении иртышских крепостей, оказались неудачными.
О рапорте капитана Быкова, март 1746 года.
«Киндерман предписывал посеять во всех иртышских крепостях и форпостах ржи, овса и ячменю. Быков спрашивал, какими людьми? Киндерман предписал, чтобы казаки имели бороны и сохи в готовности и сеяли хлеб. Быков рапортует, что казаки постоянно в разъездах, а малое число остающихся – в канонерской науке; при том многие из них не имеют лошадей, жалованье получают небольшое (3 руб. 52 коп.), а потому пришли в конечное разорение, да и к пашням непривычны, ибо всегда занимаются службой; а если и есть из них пашущие, то это дети казаков, находящиеся в разночинцах и в платеже подушных денег».
Для освоения территории нужно было время, а пока нужна была ДОРОГА для доставки провианта, военных грузов, почты, для связи между территориями.
Надо сказать, еще до постройки Новоишимской линии строились планы как военного освоения пространства Абацкой степи, так и прокладки там дорог.
Из донесения командира Верхнеиртышских крепостей полковника Якова Степановича Павлуцкого Киндерману (1745 год):
« … в 1743 году, посылан был от Сибирской губернской канцелярии в летнее время нарочный для осмотру и описания под крепости и редуты удобных мест капитан Новоселов и с ним за геодезиста тобольский дворянин Макшеев, который и осматривал удобности мест, где застроить…линию …от верхнего тобольского Утяцкого форпоста по-за Тоболу степью…до ишимского Коркинского форпоста, а отсюда...по-за Ишиму степью ж прямо к Иртышу до Чернолуцкой слободы, кои места описали и ландкарту сочинили.
Ежели все это состоится, то граница будет в безопасности, ибо слободы Ялотуровского и Ишимского дистриктов, Тарского и Томского ведомства и барабинские татары останутся…внутри линии. К тому имеющиеся в Тарском ведомстве 6 форпостов останутся внутри же линии, из которых служилые люди могут тогда на оную же учрежденную линию выведены быть, также в удовольствие тех уездов обывателям несколько удобных мест к пропитанию внутри же линии будет, яко-то: рыбные озера и горные и звериные промыслы, от коих оные обыватели довольствоваться пищею и на платеж подушных денег доставать могут, и в тех их промыслах от неприятелей помешательства, как прежде чинилось, быть уже не уповается.
…а от Коркиной и Абацкой до Чернолуцкой слободы и до Омской крепости важивали в прошлых годах провиант и припасы, и тут недальнее расстояние степью от Коркиной на Иртыш до Чернолуцкой, например, верст 300, а от Абацкой с небольшим 200. И не соизволите ли, Ваше превосходительство, из оных тарских и ишимских к себе призвать, …кто именно из казаков и крестьян в тех местах бывал».
Новую линию однако построили по варианту поручика Шишкова и премьер-майора Сташкеева. Кардинально выпрямили ее и провели вдоль цепи Камышловских горько-соленых озер.
А вот о возможном пути через Абацкую степь от Омской крепости до Абацкой слободы «вспомнили» после постройки укреплений Новой линии.
Как пишет советский и российский историк, краевед Прииртышья А.Д. Колесников в книге «Омская пашня»: «Для изучения местности, «изыскания прямой дороги» и определения мест под поселения был командирован поручик Бутенев с группой казаков и местных татар в качестве проводников. Бутенев наметил трассу будущей дороги и указал 12 мест для поселения с участками пригодными для распашки и водными источниками».
Следует отметить, что в том же 1758 году были отправлены подобные команды для описания других мест.
Инженер-поручик Плутов был послан для описания озер, рек и болот, находящихся в четырехугольнике между Омской крепостью, озером Чаны, озером Карасук и крепостью Железинской. Целью этого описания было отыскание мест, удобных для поселения крестьян, отставных солдат и казаков. Поручик Плутов донес, что от озера Чаны до озера Карасук лес колками и дубровами имеется и земля к хлебопашеству годная, от Карасука к Иртышу верст на 70 лежит пустая степь, на которой, кроме горьких и соленых озер, ничего нет.
Капитан Шустов назначил к поселению годные места к северу от Новой линии в междуречье Тобола и Ишима.
В рапорте 1758 года Бутенев указал годные к поселению места при озерах Песчаном, Малом Баженовом, Большом Баженовом, Шипицыном, Бекишевом (все эти места находились в 70, 80 и 100 верстах от Новой линии), описал годные под поселение места на «озере Алабуге», pеке Тюкале, озере Колмакове, реках Яман и Кутерьме и озере Ик. Кроме этих мест, как показали вожи (проводники – авт.) и выборные от Абацкой слободы и старшины последней, годных к поселению мест между Тарской и Ишимской дистанциями, между Иртышом и Ишимом, старыми тарскими и ишимскими форпостами - нет; «а на 40 верст от Ишимской линии, по причине великих займищ, пройти невозможно».
Судя по расположению мест, определенных Бутеневым для будущих поселений, дорога, которую он «изыскал», была весьма далека от прямой.
Как позже отмечалось, Бутеневым «не измерено и какое расстояние имеет быть не известно». Продолжать работу было поручено Уксусникову (прапорщик драгунского пехотного полка Яков Уксусников. Один из проектантов Новой Омской крепости, крепостей и редутов Горькой линии – авт.) Ему было приказано взять «пять доброконных казаков и крестьян из тех, кто ходил с Бутеневым, пройти от Мельничного редута до Абацкой слободы и всю оную дорогу измерять, какое расстояние верст и где ставить верстовые столбы, описать все речки и озера и леса до 200 сажен от дороги... Когда дорога будет измерена, надлежит определить, сколько построить почтовых избушек, чтобы одна от другой не более 26 и не менее 20 верст были... Обратно поворотясь от Абацкой слободы строить те почтовые избушки в свободных и угодных местах». Для строительства выделялась команда из 22 казаков «с топорами и лопатами и с прочими надлежащими к строению инструментами».
Так что, вероятнее всего, первое строение на месте будущего Тюкалинска возвела команда под руководством Якова Уксусникова и произошло это летом 1759 года. Но…
Продолжение следует