Когда я только начал изучать разные подходы к человеческой психике, мне казалось, что психология, как наука, сформировалась в XX веке и это был пик ее развития. Оказывается человечество изобрело ее тысячи лет назад. Я это понял, когда изучил религиозное и философское наследие разных народов: люди уже давно думают о том, кто они, как устроены, как правильно взаимодействовать с собой и окружающим. Они достигали интересных состояний сознания с помощью духовных практик.
После этой «встречи» я углубился в размышления о том, как перевести древние знания людей на современный и понятный язык НЛП и ответить на глубинные вопросы об устройстве человека:
Кто такой Бог и как с ним связан человек? Что такое реальность и как мы можем управлять ей?
Я выделил несколько подходов, которыми в этой статье хочу с вами поделиться.
В современной истории многие уважаемые люди задавались такими же вопросами. Например, есть интересные работы у Экхарта Толле и Кена Уилбера. Направление в психологии New Age выходит за рамки традиционных школ, в том числе НЛП (нейролингвистическое программирование).
При чем здесь НЛП?
Если кратко, НЛП — это навык, который позволяет человеку быстро применить чужой опыт, язык описания, и научиться чему-то новому. Отцы-основатели НЛП заимствовали часть чего-то и показали, что у них уже есть техники якорения, метамодели, субмодальности. Все это они назвали НЛП.
На самом деле они просто украли чужие знания, или на основе этих знаний смоделировали что-то свое. Прошу, запомните эту идею. Нет никаких техник НЛП. Их просто не существует, потому что все НЛП-ишное — замствовано.
В моем подходе НЛП сыграло важную роль, поскольку я пользовался этим универсальным языком описания для усвоения традиционных знаний: религия, философия и разные учения. И вот что я обнаружил.
Вся современная психология базируется на одной идее: человек появляется на свет, с ним в детстве происходят разные неприятности, которые исходят от его «ужасных» родителей (других не бывает). Все это учит его плохому, а мы, психологи и социальные работники, помогаем человеку как-то справиться с этой ситуацией, добавить ему ресурса, изменит личностную историю. Если у нас все получится, то случится долгожданное счастье.
У меня такой подход в определенный момент работать перестал. Я перестал понимать, каким мне надо быть, чтобы быть счастливым и чтобы у меня все получалось. Что бы ни делал с собой, все время получалась какая-то лажа.
А затем я вдруг обнаружил, что причина невроза и переживаний заключается в самой личностной истории, а точнее в том значении, которое мы ей придаем. Но на самом деле наша история такого значения не имеет, однако нам кажется, что мы и есть эта самая личностная история, а все переживания связаны со сравнением ее с неким идеалом.
Мне пришла в голову простая мысль: а что если хотя бы представить, что этот идеал жизни, к которому мы стремимся, — это всего лишь мысли, которые не имеют статуса и права, чтобы нас мучать?
Вместо того, чтобы исправлять личную историю, пытаться сделать себя лучше, интереснее, эффективнее, разностороннее, можно просто увидеть, что вы уже можете быть каким угодно, и это ни от чего не зависит. Вы, в принципе, свободны, если не будете опираться на свою личностную историю прошлого.
Все, что мы знаем о себе, это набор разных убеждений — различные элементы опыта, которые каким-то образом в нашей голове связаны в единый клубок, который называют Личностью, Эго. Они находятся между собой в определенных взаимоотношениях, и есть возможность не лечить всю эту систему, а оставить ее в покое — к вам она не имеет никакого отношения. Это не вы, и никогда этим не были. Это мыслительная ошибка, которой вы сами себе создаете невроз.
Ваше Эго, или ваша Личность — это и есть невроз, и как бы вы это не исправляли, это останется неврозом. Даже стирание личностной истории, о которой пишет Кастанеда, не поможет.
Я предлагаю другой подход.
НОВЫЙ ПОДХОД
Если вы сможете увидеть вашу личностную историю именно как Историю, а не как реальность, то тогда вы сможете увидеть, каким образом эти мысли вас мучают.
Как работают психологи? Они тратят много сил на то, чтобы снизить или полностью убрать влияние каких-то мыслей на их клиентов. А меня интересует вот что: с чего это вдруг эти мысли о будущем или о прошлом влияют на вас сейчас? Допустим вас кто-то обидел в детстве, и вы сейчас, взрослый, сидите и обижайтесь? Многие ответят, ну, да, так это и работает. В действительности же это не реальность. Это убеждение. Если вы начнете его видеть, то оно постепенно потеряет силу.
Вот и весь секрет. Так все просто. Однако, это довольно непросто сделать, потому что мы безнадежно влюблены в нашу личностную историю. Это самое любимое, что у нас есть и, одновременно, это самая большая глупость, которую мы делаем изо дня в день. Именно эта глупость, эта влюбленность в то, чем вы не являетесь, и становится причиной всех неврозов.
Как выйти из этих рамок?
Все, что вы знаете об этом мире — это убеждения. Они образуют любые возможные взаимосвязи между элементами опыта.
Верования — это то, что нам дано без подтверждения и в нас это не вызывает сомнений. Язык описания для верования я назвал Статусом.
Если убеждения устанавливают взаимосвязь между элементами, то верование устанавливает сам статус наличия элементов. Верование незаметно. Оно скрыто и часто мы его даже не можем распознать, так как оно дано нам в очевидности.
Что такое убеждение? Это верование развернутое во времени.
Вы наверняка знаете, что есть внутренний мир и внешний. Чем определяется разница между ними?
Базовое верование в том, что вы есть. На нем базируется и разворачивается весь дальнейший внутренний и внешний миры человека. Дальше это верование расставляет границы, а убеждения устанавливают правила игры, по которым вы можете действовать внутри этих границ.
Что такое в данном контексте «время»?
Время — это фантазия ума. Оно невозможно ни в каком виде и ни в каком статусе.
Как объясняют время физики? Есть субъект, которому из пункта А нужно перейти в пункт Б. Для этого нужно время.
Но вот вопрос: разве я из момента СЕЙЧАС переместился в какой-то другой момент? Мы просто запомнили, что сначала я был «здесь», а потом оказался «там». Без памяти никакое время невозможно. Вы всегда находитесь в одном и том же моменте. Завтра никогда не наступит, потому что всегда будет «сейчас».
Чему мы придаем статус «реальность»? Что мы называем реальностью?
То, что происходит ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Именно этот момент, в отличие от всего другого, реален.
Удивительно то, что нас мучают всегда моменты, которые происходят НЕ Здесь и Сейчас. Никогда и ни у кого не было проблем Здесь и Сейчас. Даже если вас ударят, или произойдет какое-то иное серьезное событие, например, вы боритесь за жизнь на войне и выживаете. Конечно, если вы не выживаете, то у вас вообще нет никаких проблем. Так вот в момент непосредственных событий все происходит на автомате — вы просто действуете. Там не бывает невротических ситуаций. Вам попросту не до этого.
Допустим вы успешно убежали от тигра. Сейчас находитесь вне опасности. Садитесь на скаймейку и думаете о том, что вас только что чуть не съели и все — вот он невроз. Разве не смешно?
Мы все время работаем с каким-то представлениям. Но Здесь и Сейчас нет никаких проблем. Судьба у всех одна — здесь совершенно не о чем беспокоиться.
Хочу обратить внимание, что у нас просто нет времени на невроз. Ведь у каждого из нас есть всего лишь маленький кусочек, которому глупо не радоваться. Человек — единственная тварь на Земле, которая умудряется беспокоиться о каких-то вымышленных историях. Ни одно животное не занимается такими глупостями. К большому сожалению это называется разумом.
А ведь Здесь и Сейчас то же не существует...
Когда я начал разбираться дальше, то обнаружил, что даже Здесь и Сейчас не существует. Вы его никогда не видели, никто не имеет представления о том, что это такое. Мы видим не момент Здесь и Сейчас, а результате обработки чего-то, чего мы не знаем, но как-то называем.
Вообще-то, глядя на мир, вы видите Вчера. Даже мысли, которые вы думаете, тоже просроченные. Вперед мы никогда ничего не видим.
Про объективную реальность
Еще одна особенность момента Здесь и Сейчас состоит в том, что иначе быть не может. Существует ли объективная реальность? Да — она называется Богом, хотя это слово очень нагружено лишними смыслами. Есть нечто, из чего творится весь мир, сама реальность. В связи с этим, наверное, лучше называть Бога Творцом.
Творец — это то, что стоит до первого кадра. То есть сначала есть Творец, который сотворил первый кадр, а потом уже то, что вы об этом кадре подумали. В этом месте Я, которым каждый из нас является, и реальность совпадают. Например, статус реальности имеет не стул, на который вы смотрите. Этот статус имеете вы, а присваиваете себе его у Творца.
В итоге вы становитесь тем, кто творит первый кадр. То есть вы становитесь Творцом. Не даром написано в писаниях, что вы сделаны по образу и подобию Божьему.
Когда мы говорим «Я» — на что должно указывать? На то, что человек себя осознает. Но «Я» не имеет никаких критериальных характеристик. Невозможно обнаружить «Я». Вы обнаруживаете мысль и говорите «Я думаю».
Что я предлагаю?
Перестать мучиться по поводу того, чего нет, и начать жить в том, что есть.
Психология направлена на то, чтобы адаптироваться к неврозу, посколько с ним жить тяжело — это, бесспорно, правильно. Но этот невроз можно вообще оставить в покое.
Субъект, с моей точки зрения, может существовать только в моменте Здесь и Сейчас, и никто из нас никогда не бывал в другой ситуации. Мы всегда находимся в этой позиции. У любого человека возникает внутри описание, которое рассказывает ему, как устроен момент Здесь и Сейчас и, соответственно, весь мир. Он смотрит в свое описание мира и все время с ним соотносится. На самом же деле, он практически ничего не знает про истинную ситуацию Здесь и Сейчас.
Как я уже писал выше, мы вообще не видели и не знаем, что такое Здесь и Сейчас.
Вся современная психология стремиться привести в порядок, в баланс описание мира с моментом Здесь и Сейчас у конкретного человека, что сделает его счастливым и спокойным. Но проблема заключается в том, что это описание и то, где вы находитесь — никогда не совпадают. Вы не в состоянии адекватно описать мир, потому что используете разные языки.
Все, что мы называем проблемами, находится только в нашем описании мира и никогда не находится Здесь и Сейчас. Что же пытаются делать психотерапевты? Поправить картину мира, чтобы Здесь и Сейчас стало, наконец, нормальным. А это невозможно.
Нам важно научиться закрепляться в моменте Здесь и Сейчас, понять, какой у него язык описания и что в нем находится. Если удастся закрепиться в Здесь и Сейчас, то получится создать некую условную реальность.
Если вы когда-нибудь занимались эзотерикой, вам удастся почувствовать, что такое астральные, энергетические, энергоинформационные тела, чакры. Любой вопрос, даже самый сложный (в духе «кто я?», «куда я иду?»), обретет ответ в этом состоянии. Под ответом на вопрос я подразумеваю то, что вы осознаете какие-то аспекты опыта. В этот момент к вам приходят настоящие жизнь, кайф и истинное понимание сложных вопросов.
Интересно, что когда ваше описание мира перестает доминировать, в этот момент может возникнуть состояние скуки и потери смысла жизни.
Азы логики, которые помогут попасть в момент Здесь и Сейчас
Когда мы что-то сравниваем, то делаем это, задавая критерии для сравнения, которые основываются на наших верованиях.
Высокие логические уровни:
- Убеждения
- Ценности
- Верования
Чтобы дальнейший раздел был более понятен, раскрою несколько понятий.
Под картой (ее еще называют моделью мира) конкретного человека понимают его личные представления об окружающих событиях и явлениях. Как он видит мир, в котором живет. Это его собственное мировосприятие.
А территория — это территория и есть. Территория семьи. Территория бизнеса. Территория дружбы. И т.п. Это то самое Здесь и Сейчас.
Упражнение 1
Ответьте на вопрос, в чем критериальная разница между Картой и Территорией, между описанием мира и Здесь и Сейчас .
Успех — это адекватность модели мира.
Мы сравнили Карту и Территорию.
- На Карте есть оценка и категории — На Территории этого нет
- На Карте есть вера и убеждения — На Территории нет веры и убеждений
- Слова относятся к Карте — На Территории нет слов
- На Карте Первая и Вторая позиции восприятия — На Территории Третья позиция (но это не точно)
- На Карте есть Часть — На Территории есть Все, или сумма Частей
- На Карте есть модальности — На Территории нет аудиально-дигитального
- Карта ограничена языком описания — Территория безгранична
Территория абсолютно однозначна. Территория есть! На Территории выбора нет.
Упражнение 2
Представьте, что я перед вами поставил стул. Подумайте, как он здесь оказался. Почему он здесь стоит? Зачем? Ответы: кто-то создал; потому что я его поставил; чтобы на нем сидеть; почему бы это ни происходило, стул от этого не меняется.
Последний ответ мне нравится. Территория задана однозначно, и в моменте Здесь и Сейчас Карта или представление не влияет на Территорию. Вы можете думать о нем как-угодно, но от этого он не перестанет быть стулом. Карта не влияет на Территорию.
Упражнение 3
Нарисуйте два шарика, предположим для пинг-понга. Вам нужно выбрать один. Я хочу, чтобы вы сделали это свободно, но обоснованно. Обычно люди выбирают какой-то один и как-то обусловливают свой выбор. Но это нельзя назвать свободным выбором.
Как же тогда сделать свободный выбор?
Ответ на вопрос прост: я выбираю какой-то шар, потому что таков мой свободный выбор, я так хочу и никому ничего не должен объяснять. И здесь я хочу пояснить, что каждый раз, когда вы делаете выбор, вы делаете его свободно. А уже только потом обуславливаете его. Пока у вас есть возможность объяснить свой выбор, вы оказываетесь в плену Майи, Кармы, иллюзии, своей карты.
Упражнение 4 (пример)
Группа людей. Я предлагаю найти среди них самого интуитивно продвинутого человека, который умеет делать действительно правильный выбор. Я задумываю белый или желтый шарик. Задача — угадать, какой шарик я задумал.
Кто выбрал белый — ошибся и больше не участвует, потому что я загадал желтый. Я загадываю вновь для тех, кто остался. Кто подумал белый — снова выбывает, потому что я загадал желтый. Я снова задумываю для тех, кто остался. Кто задумал белый — в этот раз угадал. Повторяем эту итерацию. Кто задумал белый — вновь угадал.
Остается теперь только двое. Белый или желтый? Тот, кто выбрал желтый — выиграл.
А теперь давайте смоделируем секрет успеха. Что помогло человеку оказаться первым в этой задаче? Наблюдательность помогает. Калибровка. Да много всяких параметров. Что же помешало тем, кому не повезло? И как нам все-таки вычислить стратегию успеха и в чем ее отличие от стратегии неудачи?
Если честно никакого секрета нет. Люди всегда выбирали шарик случайным образом. Никто не сможет объяснить, почему кто-то выбрал правильно, а кто-то нет. Но реальность всегда будет такова, что одному человеку удалось выбрать правильный шарик, а другому – нет.
Интересно, что это упражнение на пустом месте делит людей на счастливцев и неудачников. Люди моментально попадают в какую-то категорию. Более того, как только вы попытаетесь это исправить, то вы сразу зададите себе тему, что были все-таки в состоянии угадать верный шарик. Вот если бы было немного больше интуиции, лучше бы старались, обладали бы какими-то особенными знаниями. То есть вам просто чего-то не хватило.
Эта морковка, которую перед вами повесили психологи, тренеры и коучи.
Захотите ли вы играть в игру, исход которой изначально известен? Ну вы же живете как-то, в жизнь свою играете, а исход известен…
Логические уровни: Окружение (люди, предметы, место) — Поведение (что делает, что происходит) — Способности — Убеждения (связанные между собой элементы опыта, основанные на ценностях) — Идентичность
Никогда не будет такого момента, когда Карта и Территория совпадут.
Упражнение 5
Я делаю его почти каждый день, оно очень простое. Вы фиксируете себя в Здесь и Сейчас. Как угодно. Просто зафиксируйтесь на текущем момент.
Я предлагаю побыть минут десять в том моменте и понять, что относится к территории, а что к карте. Кто-то называет это медитацией, кто-то упражнением на фокусировку и управление вниманием. Разница только в формате упражнения, а суть остается такой же.
Какая она Территория? Что вы знаете о первом кадре? В какой-то момент вы увидите, что он в прошлом, но это надо увидеть. Я хочу, чтобы вы понимали, что есть стул, а есть ваши мысли о стуле, есть тело и мои переживания о теле. Нужно зафиксировать эту разницу.
На Территории нет возможности что-либо сравнивать. Что бы вы ни взяли на Территории, любой элемент — он будет в одном экземпляре. Ничто в вашем теле не может быть другим, ни одна молекула.
Упражнение 6
Ваша задача ответить на вопрос: каким образом определенные ценности объединяются в категории? Что общего между ними?
Создайте категории для конкретных ценностей: что относится к ценностям дружбы и какие они? И так с каждым важным для вас понятием. Вы обнаружите, что в целом мало задумывались об этом. Хорошее упражнение для того, чтобы лучше разобраться в самом себе и в том, что за карты у вас есть прямо сейчас в отношении множества понятий.
Упражнение 7
Попробовать отделить переживание ценности от ее содержания. В результате этого упражнения вы должны понять, что ваше ценностное переживание не зависит от содержания. Когда исчезает содержание, появляется первый кадр как самое ценное, что есть. Также вы должны увидеть независимость ценностного переживания от ее образного и словесного сопровождения и ощущений.
Приблизительно до трех лет человек живет в дословесный период. Что такое слово? Это ярлык для передачи информации другому, выполняет указательную функцию, как-то называет элементы опыта.
Начиная с трехлетнего возраста человек, начинает обретать рамки, границы, формируется его личность, Я, появляется базовое верование, что Я есть тело. Появляются категории, и просто слово «стул» из указателя превращается в некий символ, он перестает указывать на что-то конкретное и привязывается к чему-то большому. Без слов мы думать не можем, слова обогащают или обедняют наш внутренний мир. В 99% случаев вы давно забыли, на что указывают слова в вашей речи. Важно начать возвращать словам их истинное значение, тогда они начнут обретать статус силы (вначале было Слово).
Например, я долго смеялся, когда исследовал слово самооценка — «Я сам себя оцениваю». То есть должен быть некто Сам, который себя по каким-то критериям оценивает, и оценить должен себя желательно хорошо, чтобы хорошо же себя чувствовать. Вопрос, а почему вы себя так или иначе оцениваете? А теперь попробуйте оказаться на Территории и применить к себе самооценку. Кого и что вы будете оценивать?
Упражнение 8
Вы берете какое-то понятие, слово или убеждение и смотрите в первом кадре, как оно раскрывается, уточняете, проясняете его. Нужно найти, на что оно указывает, с чем связано. То, на что указывает слово, должно слиться с самим словом.
Подписывайтесь на канал. Здесь вас ждет увлекательное путешествие к себе. От него вас отделяет всего лишь шаг, но путь предстоит неблизкий.