Мотоциклы марки «Урал» когда-то пользовались стабильным спросом в СССР. Тут их уважали за мощность и тяговитость, и стоили они около 1 300 рублей (для сравнения, за чешскую Яву просили 1 000 рублей).
Но то время ушло безвозвратно, и байков с колясками на российских дорогах почти не осталось. А вот Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ), как оказалось, ещё функционирует, и чувствует себя отлично!
Найти новые мотоциклы Урал в продаже несложно, вот только от их стоимости волосы на голове дыбом становятся – от 1 000 000 рублей! И несмотря на это, производитель не собирается снижать цену! Давайте разбираться, как так получилось, и кто покупает ирбитские мотоциклы сейчас.
Краткая история мотоциклов с коляской
Первые Уралы не назывались Уралами, они имели индекс М72, и производить их предполагалось в Москве. А «папой» тяжёлого советского мотоцикла стал BMW R71.
Тогда советские шпионы провели секретную операцию – купили партию мотоциклов через подставных лиц в Швейцарии, а потом доставили их в опечатанных вагонах в СССР. Так или иначе, но появился военный М72 – предок Урала.
В Москве успели выпустить только несколько опытных партий мотоциклов. Основное производство было развёрнуто в Ирбите после эвакуации мотозавода в 1941 году.
Советский байк прошёл всю войну, хотя, выпущено их немного – около 10 000 экземпляров. Основными мотоциклами Красной Армии были ленд-лизовские Харлеи и захваченные БМВ.
После войны М72 поставлялись только в армию – гражданским они не полагались. Ситуация изменилась в начале 1960-х годов, когда появился первый гражданский серийный Урал модели М63.
Гражданский байк получил ряд отличий:
- Двигатель на 650 см³ вместо 750
- Мощность подняли с 22 до 28 л. с.
- Маятниковая задняя подвеска
Со временем мотоциклы эти модернизировались. Мотор стал развивать до 32 л.с., появилось электрооборудование на 12 вольт...
В СССР все Уралы были с колясками, «одиночки» выпускали только ограниченными партиями для милиции или для почётного эскорта.
Молодёжь тяжёлые мотоциклы не любила – они не отличались динамикой, да и расход бензина был под 10 литров. Зато для настоящего хозяйственника мотоцикл Урал стал спасением, ведь купить автомобиль в СССР было сложно.
мото-Уралы в России
Когда СССР развалился, мотоциклы с колясками потеряли актуальность. Ирбитский мотозавод пытался бороться, выпускал интересные модели чопперов, вроде «Вояж» и «Волк», но в итоге предприятие очутилось на грани банкротства.
Завод был выкуплен его же бывшими топ-менеджерами, а модельный ряд сократился до «колясычей». Сейчас предприятие выпускает только мотоциклы с колясками. Кстати, ИМЗ – это единственный производитель серийных байков такого типа во всём мире.
Естественно, что за такую цену находится мало желающих его приобрести. Но завод работает процентов на 90 на экспорт, в основном, байки идут в США. Там базовая модификация стоит примерно на 50% дороже.
Почему мотоцикл Урал такой дорогой?
Стоимость современного Урала высока, но и мотоцикл уже не такой простой, как в советское время. Сегодня это имиджевая техника, созданная с использованием самых качественных комплектующих.
Например, тормоза тут от Brembo, топливная система от Bosch… и так далее. Но двигатель конструктивно всё тот же, хоть и основательно доработанный с идеальной подгонкой запчастей.
Байк позиционируется как некий эксклюзив, такого мотоцикла в США «ни у кого нет» - поэтому он пользуется небольшим, но стабильным спросом.
Урал стал мировым брендом, эксплуатирующим историю мотостроения СССР. Плюс на этом байке можно смело отправляться в путешествие – коляска позволяет взять с собой много чего полезного.
Уровень надёжности современных Уралов настолько высок, что можно без проблем ехать в «кругосветку».
Но если разбираться, то Ural (именно так, латинскими буквами, сейчас именуется мотоцикл) своих денег не стоит. Производитель создал романтический образ и эксплуатирует его. Особенно на ИМЗ любят делать лимитированные серии, отличающиеся расцветкой и аксессуарами. Достаточно так сделать, и стоимость повышается на 50%. И иностранцы разбирают эти «лимитки»!
Для тех, кому современный Урал не по карману - есть другой выход. Если мотоцикл нравится, то можно найти старую советскую модель за 75-100 000 рублей. Она будет идеально восстановлена и с документами.
В России цены на новые Уралы кажутся «космическими», но за рубежом их покупают. Пока будет спрос, останется и предложение. Можно только пожелать удачи ИМЗ – они сумели сохранить советскую легенду! (другие советские заводы выпускавшие мотоциклы – канули в лету).