Найти в Дзене
ЖурналистЪ

Редактор издания «Новые известия Кубань» Евгений Мельченко: как жить в это время

В российском обществе и в российской журналистике сейчас происходят процессы, которых давно уже не было. Точнее, в современной истории России, наверное, не было никогда. Общество делится, люди расходятся во мнениях и так далее. И тому подобные вещи.

Мы поговорили с журналистом, руководителем редакции издания «Новые известия Кубань» Евгением Мельченко. Журналисты сейчас подвергаются гонениям, люди испытывают дискомфорт и качели в экономике. Что вообще творится, как быть в такой ситуации. Вот тема нашего разговора.

Вы боитесь происходящего?

Не обижайтесь, но я привык, когда вопрос имеет чёткие определения. Вот таким я душнилой бываю (сарказм). Как я понимаю, я — это объект страха. На меня должно оказывать что-то своё влияние, давление. Тогда, что Вы подразумеваете под субъектом? Происходящее — это сильно размытое понятие, непонятное, нечёткое, условное. Происходящего, в целом, я не боюсь. Вас такой ответ устроит?

Нет. Переспрошу: Вы боитесь действия со стороны государства?

Нет, не боюсь. Я понимаю, что происходит. Я понимаю, что система сейчас ощетинилась, и включила практически все механизмы защиты, которые доступны. Не все, но уже многие. Я понимаю, что эти механизмы вызывают вопросы. Особенно, методы их исполнения на местах. Некоторые ведомства и чиновники так стараются, что из штанов выскочить готовы. Но это и ранее было, ничего удивительного или неожиданного. Пока просто бьют наотмашь, и это — тоже понятно. Помните, как у Михаила Евдокимова, «загнал веслом всех в реку, да и все. Там наших пацанов штук 6 попалось. Все потом интересовались: че своих-то в реку загнал? Какие-то странные. Как бы я их там сортировал-то…» Это я к тому, что пока всё по-нашему, по-русски. С размахом. Тут не бояться нужно, а понимать контекст времени. Лес рубят, щепки летят.

Времена не выбирают (Дагестан, Дербент).
Времена не выбирают (Дагестан, Дербент).

Мы слышали, по вам щепки тоже долетели. По изданию.

Да, долетели. Но не хочу об этом говорить. Все вопросы решаются, и в какой-то мере решились в правовом поле.

На вас давили, принуждали к чему-то?

Никто ни на кого не давил, ни к чему не принуждал. Мы работаем в штатном режиме. Поэтому смысла обсуждать те вопросы, которые сняты с повестки дня, я не считаю нужным. У нас много работы впереди, на ней и концентрируемся. Выходят, и вышло уже немало хороших материалов, заходите, читайте.

Что сейчас происходит общими словами?

Происходит достаточно сложно время, в котором нам выпало неким жребием жить. Как писал господин Кушнер, их не выбирают. А по сему, будем жить, работать, творить и созидать. Ничего, кроме внешнего фона не меняется. Мы же люди, самое приспособляющееся ко всему существо (но это — не точно).

Как Вы оцениваете действия западных стран сегодня?

Слушайте, я более 10-ти лет проработал автомобильным журналистом. Чтобы оценить тот или иной автомобиль, мне нужно на нем проехать. И немало проехать. Тогда я могу дать оценку. И то, это будет сугубо относительная оценка. Поэтому для правильного выбора авто нужно прочитать с десяток мнений разных журналистов, чтобы прийти к среднему. Так вот. Как я могу оценивать действия политиков других стран, в которых я даже не жил? Я этих людей не знаю, с ними не общался, не знаю законов ЕС или устава НАТО. Мне неизвестны их цели, их отношение к тому или иному народу и т.д. Куча факторов. Бесит только двуличность многих стран того же ЕС, если сравнивать с аналогами в истории.

С чем сравнить?

Югославия. Что делали эти свол...чи и мр...зи. И вся Европа молчала. И вякнуть не смогла против США. Вот эта двуличность сильно раздражает, выводит из себя. Если Китай пойдет отжимать Тайвань, тоже из них никто не вякнет. Вот эта двуличность бесит.

Как Вы оцениваете действия России сегодня?

Примерно так, как я описал ранее. Слушаю множество мнений, сопоставляю факты и факторы на них влияющие, сравниваю информацию десятка источников. Делаю для себя выводы. Вот примерно так и оцениваю.

Почему другие так не делают?

Потому что, так проще. Чем глупей человек, тем ему проще жить. Подавляющее большинство населения любой страны — это «единицы». С 9 до 18 на работе, потом домой, видосики в телефончике, супчик, жена, дети, пивко. Вот и всё. Этих людей больше ничего не интересует. Что им в голову положили, то там и лежит. Государство думает за них.

Для анализа нужно напрягать мозг, анализировать, тратить огромное количество времени на поиски источников, на ознакомление, читать всё это, сопоставлять. Многие люди этого делать не хотят. Мол, я и так вкалываю на работе, ещё я буду интересоваться, читать и анализировать. Некоторым это не нужно, они отлично чувствуют себя в земле, растут, цветут, их поливают. Таких подавляющее большинство.

Людям нравится быть глупыми?

Думаю, что нет. Но они боятся. Многие люди, вместо того, чтобы поехать за пределы этого мирка в их одном городе или даже районе, пытаются всеми зубами и когтями вцепиться в этот район, и никогда оттуда не вылезать. Было время, когда поехать за пределы страны было очень легко и главное — дёшево. И кто-то, вместо того, чтобы купить пресловутый телевизор или пылесос, едет смотреть мир. А кто-то покупает большой телевизор. И таких, людей к большому сожалению, подавляющее большинство. Лично знаю одного товарища, который живет в одной из станиц. Он получил хорошую премию, более ста тысяч рублей. Ну, поезжай ты, посмотри мир, увидишь, как люди живут. Нет, он купил огромный телевизор и холодильник. Посмотреть условного Соловьёва по ящику и пожрать для него оказалось важней расширения мировоззрения. Что ж, это его выбор.

Вам не кажется, что огромная поддержка нынешнего устройства России основана на таких людях? Которые, кроме своего подъезда, в жизни ничего не видели. Вы сами видели, как «там» люди живут?

Нет, не кажется. Это обычная часть обычного общества. Я наш народ люблю. Я его часть. И, если человек делает для себя такой выбор, то я уважаю его выбор. Что касается поддержки… то подождите. Политику нашего государства поддерживает подавляющее большинство культурных и образованных элит. Ученые, артисты, музыканты, писатели и так далее. Журналисты в том числе. Они полмира объездили, имеют по нескольку высших образований и учёные степени. И поддерживают наше государство. То есть, ваша теория о том, что необразованные станичники — это основа поддержки нашего государства, сейчас разбилась вдребезги.

Что касается меня, то недавно посчитал, объездил 39 стран. Видел, как живут. Скажу так, живут по-разному, хорошо и плохо живут. В каких-то странах развитого мира я жить бы не смог. В каких-то странах смог бы. Европа мне не очень зашла. Скандинавию терпеть не могу. Мне больше нравится Азия и Северная Африка. Даже задумывался о том, чтобы попробовать пожить в Тунисе. Смысл в том, что я это всё видел, есть из чего выбирать. Но в России мне наиболее комфортно. Это моя страна, я её обожаю, тут мой народ.

Нормандия, 2019 год. Пляж Блонвиль-сюр-Мер близ городка Довиль.
Нормандия, 2019 год. Пляж Блонвиль-сюр-Мер близ городка Довиль.

Хорошо, спрошу прямо. Вы поддерживаете государство или нет?

Давайте я так отвечу. Я рос на улице в Краснодаре и Сочи, примерно в равной степени. Причём, в Краснодаре это была прям окраина, недалеко от станицы Елизаветинской. Драки район на район, школа на школу, постоянные выяснения отношений. Одним словом — уличная пацанва. У нас было принято так: если друг кинулся на кого-то с кулаками или на друга кто-то кинулся, то не важно — прав он или нет. Вступаешься всегда — за друга. Это вообще не обсуждается, никак, никогда и нигде. Точка. Сначала разбираешься с проблемой, бьешь оппонента или он тебя, не важно. А потом уже разбираешься, кто был там прав. Хотя, я всегда до последнего пытался решить всё мирно, разговорами, компромиссом.

То есть, по-вашему, «по южному», у кого больше друзей — тот сильней и тот всегда прав? Это же несправедливо.

Просто нужно понимать, что у каждого правда и справедливость своя. У вас — своя, у меня — своя, у вон того водителя автобуса она тоже — своя, особенная. На самом деле, на Кавказе и на юге в целом, справедливости больше, чем где бы то ни было. Я понимаю, что сейчас могут обидеться жители других регионов. Не нужно. Тут, как говорится, «каждый хозяин свой дом хвалит». Так у нас говорят. Возможно, в ваших регионах примерно то же самое. Кстати, не факт, что тот, у кого больше друзей побеждает.

Думаете, что такой сермяге есть место в международной политике?

Почему не должно быть места? В политике, даже в самой высокой и недосягаемой участвуют такие же люди, такая же вчерашняя пацанва. Уж поверьте, с некоторыми из них я общался. Брал интервью. Обычные простые люди. Более того, некоторые также часто общаются со своими друзьями, которые высоких постов не занимают, живут обычной жизнью. Это я к тому, что часто на вещи, которые делает то или иное государство нужно смотреть проще, без увеличительного стекла, и многое становится понятным.

Похоже на подход, когда кухарка может страной управлять. Это же — бред. Совок развалился отчасти из-за этого.

Почему бред? Комик и актёр смог же… Я про Рейгана, если что. И очень даже успешно управлял. Из нынешних, например, Эрдоган был обычным торговцем на улице. Турция очень неплохо при нём развивается. Берлускони был певцом, а президент Аргентины много лет был президентом футбольного клуба «Бока Хуниорс». Поднял клуб. И на этой волне выиграл выборы. Аргентина себя очень неплохо чувствует. Канадский пример работал ведущим на радио. Примеров куча. То есть, опять ваше высказывание о том, что условная кухарка не может управлять страной, разбилась о факты и примеры. А Союзом управляли, кстати, далеко не кухарки. Очень далеко.

Разве так можно? А образование? Оно предполагает выход в иной круг общения, на другой уровень. А ответственность? Это же не синяк набить в драке, это сотни миллионов людей на кону.

Что касается образования — ерунда. Человек должен оставаться человеком. У меня их четыре высших, образований этих. И что? Мои друзья — обычный рабочий, водитель и госслужащий регионального уровня. И мне именно с ними комфортно и интересно проводить время. У друзей нет рангов и уровней, они все — равны. У моего товарища в 90-е годы мэр города в гараже время с друзьями и товарищами проводил, с обычными работягами за стаканчиком компота. И ничего, корона не упала. Ему с ними, видимо, комфортней было, нежели с чиновниками его уровня.

Что касается ответственности, то тут, возможно, вы правы. Она выше, в разы выше, чем в уличной драке. Но это всё тоже относительно. Политик рискует миллионами жизней, но может миллионы людей сделать счастливей, богаче и т.д. Вот тут, как раз, чтобы думать, взвешивать и оценивать ситуацию и нужно то самое образование, а не среди друзей.

Век живи, век учись.
Век живи, век учись.

Как продолжать работать в журналистике? Многие уехали. Кого-то закрыли.

Ну, как? Брать и продолжать. Те, кто уехал, имели на то причины. Но странно, сначала зажечь огонь свободной журналистики, орать о ней на каждом шагу, а затем свалить. Я уезжать не собираюсь пока. Кто-то должен подбрасывать дровишки, поддерживать тот самый огонь. Но подчеркну — не осуждаю уехавших. Но только, когда это их вынужденный выбор.

Хочется отметить некоторых коллег, которые специально нарываются на неприятности и буквально напрашиваются в автозаки. Именно для того, чтобы в дальнейшем свалить за границу, прикинувшись жертвой режима. Это подло и противно. Этим я руки не протяну. Воспользоваться тяжёлыми временами в стране, чтобы из неё свалить. Это — предательство.

Один известный оппозиционер не уехал, и теперь не выйдет из тюрьмы. Вы считаете, что это нормально? Может стоило уехать?

В его случае, возможно, и стоило. Но это был его выбор. Наверное, его выбор, если считать, что он сам принимает решения, в чём я совсем не уверен. Строить мученика за границей — это одно. Тебя забудут и перестанут уважать те, кто остался. Строить мученика здесь гораздо выгодней. С точки зрения политических технологий, это выгодней в сотни раз. Но это сопряжено с колоссальным риском. Он рискнул. Результат мы сейчас наблюдаем.

Такое впечатление, что Вы его не уважаете, он неприятен?

Причём тут его личность? Я рассматриваю его, как политическую единицу. Смотрю на его поступки исключительно, как на политические шаги, а не шаги человека. Когда человек идёт в большую политику, забудьте о его человеческих качествах. Каждый шаг такого человека, слово, чих и любой другой поступок — это уже политический акт.

Что Вы посоветуете людям в нынешней ситуации?

Не поддаваться эмоциям. Самое глупое — это что-то делать, поддаваясь эмоциям. Советую оставаться с холодной головой, не визжать, как истеричка. Что касается журналистики… Журналистика должна быть беспристрастной и нейтральной. Точка.