Найти тему
Hello world

Почему у детей появляется синдром хронической неуспешности: как избежать зацикливания на неудачах

Оглавление

Девочке Тане 7 лет. Целый год она ходила на подготовительные занятия, старательно выполняла вместе с мамой все задания, но «толку – ноль». Так бабушка говорит. И учительница в школе. И как бы Таня ни пыталась, в десятый раз стирая ластиком криво написанную букву, лучше у нее не получается… Почему так? Преподаватели онлайн-школы программирования решили рассказать о синдроме хронической неуспешности.

Фото автора Владимир Васильев Pexels, используется по лицензии Creative Commons
Фото автора Владимир Васильев Pexels, используется по лицензии Creative Commons

Откуда берется

Обычно синдром хронической неуспешности возникает в период окончания дошкольного и с началом школьного возраста. Именно тогда большинство родителей начинают усиленные занятия с ребенком и ожидают быстрых и отличных результатов. Но так бывает не всегда.

И от того, как в этой ситуации поведут себя взрослые, в том числе, педагог, будет зависеть психологическое состояние ребенка в ближайшие годы. Но чаще всего «причитания», беспокойство и волнения относительно успеваемости высказываются в его присутствии и обсуждаются с другими членами семьи, а ребенок все слышит. И что получаем в итоге?

Постоянно высокий уровень тревожности, неуверенность, низкую самооценку и представление о себе как о самом плохом ученике. То есть, все неприятные проявления синдрома хронической неуспешности.

И для того, чтобы не допустить такой ситуации, родителям важно понимать базовые причины, которые могут вызвать этот синдром:

  1. Ребенок недостаточно подготовлен к школе. Недоразвитие мелкой моторики, памяти, внимания и усидчивости с первых дней учебы приводит к трудностям в восприятии информации, ее запоминанию, владении ручкой или карандашом, да и адаптации в целом.
  2. Применяемые методы обучения не соответствуют возможностям ребенка. Особенно часто это встречается, когда родители стремятся отдать сына или дочь в специализированные школы, лицеи или гимназии «с уклоном». Но при этом не рассчитывают, что ребенок может не справиться с нагрузкой.
  3. Возможности школьника изначально завышались родителями. Если мальчика все в семье считали «вундеркиндом», но в школе его успехи стали средними, по сравнению с другими детьми, для родителей, да и для него самого, такое приравнивается к неудаче и даже поражению.
  4. Общая неуверенность в себе и своих силах вызвана неправильным стилем воспитания. Или постоянными конфликтами в семье. Все это приводит к тому, что даже незначительные трудности вызывают у ребенка панику и переносятся крайне тяжело.
  5. Есть слишком высокая родительская установка на исполнительность, послушание и беспрекословное выполнение требований взрослых.

Чем опасен такой синдром

Все это приводит к тому, что ребенок через негативные оценки, замечания и недовольство постоянно получает «подтверждение» своей несостоятельности от родителей, учителей, одноклассников.

Многие полагают, что подобная ситуация лишь «подстегнет» ребенка поверить в свои силы и стать лучше, чем о нем думают. Происходит обратное:

  • еще не начав делать задание, ребенок уже тревожится и рассуждает о том, как он с ним не справится, как получит плохую оценку и что на это скажут родители;
  • даже простое задание воспринимается им как заведомо сложное;
  • страх допустить ошибку не дает сконцентрироваться на главном: ребенок отвлекается на незначительные мелочи, тратит на них много времени и в итоге не успевает сделать ничего.
Образуется замкнутый круг: тревога – нарушение деятельности, ведущая к неуспехам – негативная оценка окружающих – тревога и закрепление неудачи.

Что делать

Правильное поведение родителей в подобной ситуации – главный ключ к ее исправлению. Мы советуем:

Как можно чаще хвалите, подбадривайте ребенка даже за самые незначительные успехи. Фото автора Natalie Pexels, используется по лицензии Creative Commons
Как можно чаще хвалите, подбадривайте ребенка даже за самые незначительные успехи. Фото автора Natalie Pexels, используется по лицензии Creative Commons
  1. Хвалить ребенка как можно чаще. Но не просто так, а когда он что-то делает.
  2. Не сравнивать ни с кем. Особенно – с отличниками из класса, детьми друзей и родственников.
  3. Сравнивать только с ним самим, отмечая улучшение его результатов.
  4. Найти сферу деятельности, в которой ребенок показывает особые успехи – рисование, лепка, конструирование, спорт и т.д., и уделять этому занятию как можно больше времени. Это поможет ему чувствовать себя увереннее.
  5. Никогда не обвинять в плохой успеваемости и не обсуждать эту тему при ребенке. Напротив – после каждой ошибки стоит подбадривать и говорить о том, что у него обязательно получится.
  6. Снизить требования к школьным оценкам и их значимость. Возможно, некоторое время вообще не интересоваться ими. Это позволит уменьшить тревожность и болезненное восприятие всего, что связано со школой.
  7. Сместить внимание с успеваемости на отношения ребенка со сверстниками, чаще водить его на экскурсии, организовывать походы.
  8. Поменьше ругать и не критиковать.

А вы сталкивались с синдромом хронической неуспешности? Удалось ли справиться с ним и как? Расскажите в комментариях!

Читайте еще: