Однажды мне захотелось зрелищ. И выбор пал на мюзикл по аниме «Сейлор Мун. Луна в матроске», каждую серию которого я с огромным нетерпением ждала в детстве – «SeraMyu Nogizaka46 ver. 2019». Группа вконтакте Sailor Moon • Сейлор Мун поделилась видео с русскими субтитрами. Я, как заядлая любительница подобного, просто не могла пройти мимо.
Сюжет мюзикла подробно описывать не стану, скажу, только, что он построен на первом сезоне аниме про пятерых воительниц за добро и справедливость, про их первую встречу и осознание своего второго "я", и про их войну против Тёмного Королевства. Однако есть и дополнительные фрагменты, которые делают акценты на ранее пропущенные детали аниме (они взяты из первоисточника – манги Наоко Такеути) и раскрывают знакомую историю с новой стороны. Если что, саму постановку можно посмотреть по ссылке выше. В целом же можно сказать, что мюзикл о становлении и росте личности, о борьбе со своими негативными сторонами, и конечно же о том, что любовь побеждает всё.
Структура мюзикла состоит из: тематической песни, звучащей в битве, когда воины побеждают противника; комичной песни, в основе которой лежит очевидная нелепость; песен, обычно созданных для отдельных персонажей или групп персонажей: романтические песни между главными героями, песни об обычной жизни внутренних воительниц и песни злодеев.
Когда я впервые узнала, что по «Сейлор Мун» есть не только уже известные многим пять сезонов 1992-1997 гг., несколько мультипликационных полнометражек и перезапуск 2014-2016 гг. «Прекрасная воительница Сейлор Мун: Кристалл» (который я, если честно, пока не смотрела), но ещё и разные шоу (А их, на минуточку, оказывается, существует более 30!) с живыми, не нарисованными, актёрами, которые воплощают образы героев в трёхмерном пространстве на сцене, то была очень сильно и приятно удивлена. Ибо считала, что сотворить то, что что покадрово нарисовано художниками-мультипликаторами, в режиме реального времени изобразить практически невозможно. Это я об эпизодах появления и трансформации злодеев, превращения главных героев из обычных людей в воинов со сверхспособностями, сами проявления этих сверхспособностей, раскрытии отдельных моментов истории через воспоминания... Если в кино можно было добиться зрелищности при помощи монтажа и спецэффектов, то на сцене, в мюзикле… было за гранью моего понимания.
Но прогресс (куда уж без него-то, любимого!) не стоит и на месте. И благодаря ему оказалось возможно добиться невозможного. Появления, исчезновения и перевоплощения героев сопровождаются резким погашением и включением освещения и дымовыми завесами, их атаки – цветовыми всполохами, иногда небольшими взрывами или другой небольшой пиротехникой. И сложно не восхититься тем, какую работу провели организаторы всего этого действа, насколько кропотливо они продумали движения всех участников, рассчитывали места расположения каждого актёра, чтобы луч прожектора упал куда надо, чтобы дым направился в нужную сторону, а атака героя, визуализированная на экране позади сцены, попала точно в цель!
Отдельное внимание хочу уделить сценам с флэшбеками. Решение простое, но красивое: все персонажи из реального времени замирали в той позе (и нередко сие случалось во время движения, а сохранять неподвижность, стоя, к примеру, на одной ноге, непросто) в которой их застал момент, свет над основной сценой гас, лишь точечно концентрируя внимание на нужной части до конца флэшбека, а потом всё продолжалось с того места, на котором настоящее время прервалось.
Но сцена с воспоминанием о прошлом меня поразила сильнее всего. Часть действа проецировалась на опустившийся полупрозрачный занавес, а персонажи за ним раздваивались: тени героев показывали прошлое, но говорили за них, повторяя все движения, герои реальные. Ну просто невероятно проникновенный и завораживающий эпизод получился (в видео это примерно 1 час 30 мин. 12 сек.)! Я даже всплакнула, хотя обычно сентиментальными и драматическими моментами в фильмах меня непросто пронять.
Любопытно в мюзикле "оживили" животных. Их не "очеловечивали", как это бывает, когда актёры наряжаются в соответствующие костюмы. А использовали кукол, которых озвучивали и приводили в движение специальные статисты. Но, несмотря на искусственность, смотрелось сие очень натурально: все повороты голов, взмахи крыльев, движения лап и хвостов, прыжки и даже моргание глазами.
Стоит ещё сказать, что основные роли в мюзикле «SeraMyu ver. 2019» исполнили участницы женской японской айдол-группы Nogizaka46, а часть других – некоторые известные актрисы и певицы Страны восходящего солнца. Да, абсолютно всех персонажей, как женских, так и мужских, как главных, так и второстепенных, там играют женщины. Театр Такарадзука (тот самый, в котором есть "отоко-яку" — актрисы мужских ролей и "мусумэ-яку" — актрисы, играющие только женщин) во всей красе! Но мюзикл это отнюдь не портит, а наоборот, придаёт особое изящество и изюминку.
Единственное, что меня немножечко напрягало в процессе просмотра – это чрезмерная экспрессивность некоторых личностей в постановке. Вероятно, это отголоски другого традиционного японского театра – Кабуки, что представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Казалось бы, после многих просмотренных мной дорам, в которых актёры говорят с излишним пафосом и истеричностью, уже можно было и привыкнуть, ан нет. Всё равно всякий раз нервно подскакивала на стуле, услышав внезапный крик.
Но яркая картинка, минимальные, но впечатляющие декорации, взрывные спецэффекты, танцы и волшебная музыка привнесли в тот день самые тёплые эмоции. А то, что «SeraMyu Nogizaka46 ver. 2019» поставлен по любимому аниме-сериалу детства, вызвало уютное чувство ностальгии. Вечер выдался поистине атмосферным.
И моя вера в силу добра и справедливости стала чуточку больше.