Отношения между Европой и ее колониями по всему миру - это отдельная большая страница всеобщей истории и международных отношений.
Страны Европы разделили когда-то мир на части, которые находились на разных континентах. Страны Европы называли себя «цивилизованными» странами» (всего государств на Земле в начале ХХ века было порядка 50-60-ти, в основном в Европе), все остальные территории стали их колониями. Миропорядок был разделен на две половины: «цивилизованный мир» и колонии. Колонии служили источником богатств для Европы, начиная с древнейших времен. Оттуда вывозили золото, прочие ценные товары, сырье. Постепенно колонии были привязаны к экономикам стран Европы как «вторые экономики».
Хваленое благополучие Европы покоится на безжалостном ограблении других территорий и народов. Достаточно изучить, как англичане «осваивали» Индию, или французы – Африку, или испанцы с португальцами – Латинскую Америку.
Обладание колониями и их перераспределение не раз становилось причиной войн между европейскими странами. Первая мировая война была в основном войной за перераспределение колоний. И вторая мировая война тесно связана с этой темой; только фашистская Европа во главе с Гитлером решила превратить в колонии «восточные земли», поработив или уничтожив славянские народы и прежде всего Русский народ. Однако не получилось, но за геноцид - за 28 миллионов жизней в нашей стране – Европа не ответила в достаточной мере.
После второй мировой войны было принято решение постепенно предоставлять колониям самостоятельный статус. Для этого в ООН была учреждена «система опеки» с целью предоставления независимости «несамоуправляющимся территориям». Однако метрополии не спешили расставаться с колониями, всячески затягивали процесс.
В 1960 году произошло эпохальное событие, о котором почему-то мало и редко вспоминают: резолюцией Генеральной ассамблеи ООН была провозглашена независимость колониальных стран и народов. Мироустройство резко и кардинально изменилось. Появились десятки «новых» государств, которым надо было войти в прежнюю систему международных отношений. Стоит напомнить, что сегодня в мире насчитывается порядка 200 государств – в основном это бывшие колонии, которые называются «развивающимися странами».
Развивающиеся стран, с помощью СССР, в 1964 году создали специальную международную организацию под названием ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), чтобы решать проблемы международной торговли. Политически они объединились в своеобразную «параорганизацию» - группу 77-ми, чтобы координировать свои позиции и выходить в ООН с совместными решениями. Эта «параорганизация» существует и сегодня, только там уже более ста государств.
В 70-ых годах ХХ века развивающиеся страны выдвинули идеи «перестройки международных экономических отношений (МЭО)», потребовали экономического равноправия с бывшими метрополиями. Была даже принята довольно прогрессивная Хартия экономических прав и обязанностей государств (против которой, правда, в Генеральной Ассамблее ООН голосовало большинство «цивилизованных» стран).
Одна из идей программы перестройки МЭО состояла в том, чтобы предоставить в международной торговле развивающимся странам особые преференции, то есть разрешать их товарам проникать на рынки развитых стран по сниженным ставкам таможенных пошлин. Благодаря этому развивающиеся страны получали возможность зарабатывать на такой торговле нужную иностранную валюту и направлять ее на развитие своих стран.
Европейские стран превратили процесс выработки преференций в долгий торг: за понижение ставок таможенных пошлин требовали разного рода компенсаций – от «хорошего поведения» до гарантированных поставок сырья и допуска своих корпораций в экономику развивающихся стран. Была выработана так называемая «система общих преференций» (ОСП). Так начался этап отношений Европы с развивающимися странами, который получил название «неоколониализма», прежде всего «экономического неоколониализма».
Свои отношения Европа скрупулезно оформляла в многосторонние (коллективные) международные договоры. Так, например, между европейскими метрополиями и их бывшими колониями действовали «Яундские конвенции» (1963-1973) о предоставлении преференций и дополнительных мерах. В результате было закреплено однобокое экономическое развитие развивающихся стран, удобное для их метрополий, открыт встречный доступ для товаров развитых стран и их корпораций.
Когда стал очевиден грабительский и несправедливый характер Яундских соглашений развивающиеся стран потребовали нового договора, и Европа начала регулярно заключать Ломейские конвенции, которые внешне выглядели более привлекательно, как бы расширяли набор преференций и возможностей для развивающихся стран. Ломейские конвенции обновлялись несколько раз (1975-2000), пока и тут не стало понятно, что продолжается экономическая эксплуатация.
Европейские страны, например, создавали специальные фонды, через которые финансировали поставки в Европу только тех товаров, в которых Европа была заинтересована. Одновременно Европа кредитовала закупки развивающимися странами в Европе товаров, а в итоге на шее бывших колоний затягивалась «кредитная» (долговая) удавка. И европейские страны требовали все новых и новых выгод за то, что ослабят эту удавку, спишут часть долга.
Ломейские конвенции были заменены Договором Котону (2000-2020), по которому Европейский союз во взаимоотношениях с развивающимися странами взял курс на отказ от преференций развивающимся странам и на перевод отношений с ними с коллективной на более индивидуализированную основу: так можно больше из них «выжать».
Более того, за этот период из группы развивающихся стран выделилась группа беднейших стран, которые потеряли перспективу добиться приемлемого уровня благосостояния в своих странах, - это так называемые «наименее развитые страны» (всего их порядка 50-ти). Таков сегодняшний миропорядок, если брать в расчет место и роль развивающихся стран – бывших колоний развитых государств.
Параллельно с отношениями между ЕС и развивающимися странами-бывшими колониями идут отношения развивающихся государств в развитыми странами на глобальной уровне – в частности в рамках Всемирной торговой организации. Однако и там развивающиеся страны не могут пока добиться справедливого распределения выгод от международной торговли. Можно сказать, что их усилия по вхождению в международную торговую/экономическую систему на справедливой основе все еще продолжаются.