Мы постарались классифицировать этапы развития шведского кинематографа, дать каждому из них максимально лаконичную характеристику и, разумеется, посоветовать вам фильмы, в наибольшей степени отражающие тот или иной период. Надеемся, что наш материал вам понравится.
Золотой век
Золотым веком шведского кино принято считать период с 1912 по 1924 гг. Но мы бы изменили отправную точку и начали отсчёт с 1907 года, когда в Стокгольме была основана кинокомпания AB Svenska Biografteatern (в 1919 году преобразовавшаяся в Svensk Filmindustri). Собственно, с неё всё и началось. Занавес открылся, и на авансцену вышли главные герои эпохи — режиссёры Виктор Шёстрём и Мориц Стиллер.
На ходу изобретая новаторский визуальный стиль, эксплуатируя великолепные шведские пейзажи, создавая объёмные характеры и делая упор на эмоциональную составляющую, они создали целый ряд шедевров, ставших жемчужинами мирового кинематографа. Но мы бы выделили три главных фильма Золотого века, основанных на произведениях классиков скандинавской литературы — Генрика Ибсена и Сельмы Лагерлёф:
- «Терье Виген» (1917)
- «Возница» (1921)
- «Сага о Йёсте Бёрлинге» (1924)
В 1924 году Виктор Шёстрём и Мориц Стиллер пересекли Атлантику, чтобы попытать счастья в Голливуде. Но ни у одного из них не получилось добиться успеха в США. Золотой век закончился, и шведский кинематограф «залёг на дно». Но не умер.
1930-е
Этот период шведской, да и мировой, истории можно охарактеризовать как время социальной и экономической нестабильности, реакцией на которую стало производство многочисленных комедий с неизбежно счастливыми финалами. В Швеции их называли «pilsner-film» (давайте переведём это как «фильмы под пивко»).
Однако острые социальные драмы пользовались не меньшей популярностью. Одним из самых талантливых и продуктивных режиссёров 1930-х был Густав Муландер, ранее работавший в качестве сценариста с Шёстрёмом и Стиллером. И вот его самые заметные работы того периода:
- «Сведенхельмы» (1935)
- «Интермеццо» (1936)
- «Лицо женщины» (1938)
Также мы бы отметили картину Густафа Эдгрена «Вальпургиева ночь» (1935), в полной мере отражающую идеи и настроения, царившие в индустрии в 1930-е годы. Все эти фильмы определённо заслуживают внимания любителей кино. Но не они прославили шведский кинематограф.
1940-50-е
Во время Второй мировой войны Швеция официально придерживалась политики нейтралитета, что позволило стране пережить мощный экономический подъём в послевоенные годы. Во второй половине 1940-х производство шведских фильмов достигло рекордного уровня. Комедийный эскапизм уступил место реальности, и с экранов кинотеатров стали активно проповедоваться ценность традиционного уклада жизни и любовь к земле.
Одним из самых известных фильмов этого периода была картина Арне Маттсона «Она танцевала одно лето» (1951), воплотившая мотив противостояния города и деревни в истории об обречённой любви. Также стоит отметить ленту Арне Суксдорфа «Большое приключение» (1953), представляющая собой ностальгическую притчу, щедро разбавленную документальными кадрами дикой природы. Но главными звёздами, засиявшими на небосводе шведского кинематографа в эти годы, стали, разумеется, Ингмар Бергман и Альф Шёберг.
Альф Шёберг зарекомендовал себя как режиссёр-экспериментатор, существующий вне жанровых условностей. Его самой яркой работой, созданной в 1940-е годы, мы бы назвали фильм «Травля» (1944), сценарий для которого написал Ингмар Бергман. Ну а начало 1950-х было ознаменовано выходом культовой картины «Фрёкен Юлия» (1951), основанной на одноимённой пьесе Августа Стриндберга. Благодаря новаторскому подходу Шёберга к прочтению классики и великолепной актёрской работе Аниты Бьёрк фильм завоевал гран-при Каннского кинофестиваля.
Ингмар Бергман — это отдельная глава в истории шведского и мирового кинематографа, и все его фильмы в той или иной степени заслуживают упоминания. Однако тем, кто ещё не знаком с творчеством величайшего шведского режиссёра, мы предлагаем начать знакомство с трёх следующих картин, снятых в 1950-е годы: «Лето с Моникой» (1953), «Улыбки летней ночи» (1955) и «Седьмая печать» (1957). И вот почему.
В визуальном решении фильма «Лето с Моникой» ощущается влияние Виктора Шёстрёма (любимого режиссёра Бергмана) и стилистическое сходство с пасторальными мелодрамами, популярными в 1940-е. Пожалуй, это одна из самых мейнстримных работ Ингмара Бергмана.
«Улыбки летней ночи» — первый фильм Бергмана, завоевавший огромный успех за пределами Швеции. Это мастерски снятая комедия абсолютно нетипична для Бергмана.
«Седьмая печать» — безусловный шедевр мирового кино, в котором режиссёр проявил себя не только большим поэтом, но и большим философом.
Гений Ингмара Бергмана расцвёл именно в 1950-е, и это было лишь начало его выдающейся карьеры. А шведский кинематограф продолжил развиваться параллельным курсом, и в 1960-е годы на горизонте появились молодые режиссёры, вдохновлённые французской новой волной. Но это уже совсем другая история.
Ставьте лайк, если было интересно. Приятного просмотра!