Мне всегда кажется, что основную ошибку в прикорме и кормлении детей мы совершаем потому, что исходим из неверной цели, а именно – накормить ребенка здесь и сейчас. На самом же деле цели могут быть совсем другие и их достаточно много. Нас пугает, что ребенок останется голодным, это рождает тревожность, нервозность, а потом и давление на самого ребенка, что очень часто ведет к ровно противоположному эффекту – отказу от еды. Поэтому попробую сформулировать свои цели и показать, как они помогут в будущем решить и эту самую важную задачу – собственно, насыщение.
Итак, первая задача прикорма на мой взгляд – это познание мира. Вкусы, текстура, цвет – всё это богатство предстает перед малышом на тарелке, и он очень хочет всё потрогать, лизнуть, укусить, бросить. Но мама настойчиво отодвигает тарелку, вытирает ручки и кормит сама. Я прекрасно понимаю и разделяю боль, которая возникает, когда малыш в сотый раз за день размазывает по всей кухне брокколи и втирает в голову мясное пюре. Но это его способ разобраться, познать, попробовать мир вокруг. Это лучшая и (почти) бесплатная развивашка, которую только можно представить. Вот он скользкий кусочек киви, а морковка не такая скользкая, а пюре странно прилипает к рукам – так формируются новые нейронные связи, еда становится близкой, понятной, а значит и безопасной в понимании малыша. Я уже не говорю о том, что жевание и движения языком оказывают огромное влияние на развитие речевого аппарата. А попытки схватить мандарин (порезанный на безопасные кусочки!) прекрасно развивает пальчиковый захват. И чем раньше мы позволим малышу всё трогать и есть самому, тем быстрее он научиться делать это сам чисто и не проливая. Доверьтесь ему и вы увидите, на что он способен. Помогите ему пройти этот путь, называйте всё, что происходит – продукты, вкусы, текстуры. «Вот картошка, она мягкая, она шершавая, вот помидор, он красный, кислый, гладкий. Вот голубика – синяя, сладкая, скользкая» и так далее. Будьте проводником в этот мир и покажите его весь – можно цветное, можно закусить суп клубникой, можно смешать всё в одной тарелке. Дайте ему ошибиться, проговорите, что произошло – да, малинка в супе оказалась не такой вкусной, в следующий раз будем кушать отдельно.
Вторая задача прикорма – это дополнительная энергия не только из молока и смеси, а также витамины и минералы, которые в молоко не попадают, а с каждым днем нужны малышу всё больше и разнообразней. Мне кажется, что тут ключевое слово – разнообразие. Ученые исследуют и всё время пишут новые нормы, сколько каких минералов и витаминов нужно детям в какой момент, сколько их есть в каких продуктах и т.д. Но если начать считать граммы селена и йода в каждой тарелке своего малыша, можно очень быстро потерять связь с реальностью, да и просто сойти с ума. На самом деле очень просто – разнообразное сбалансированное питание совершенно точно приведет к полному покрытию необходимыми веществами здорового ребенка (исключение – Витамин Д и йод, но это нужно обсудить со своим педиатром). Поэтому просто постарайтесь добавлять разные продукты. Малышу в начале прикорма будет это классно и интересно, ему понравится разнообразие цветов и текстур, а заодно после 2х лет, когда начнется период так называемой неофобии, когда ребенок отказывается пробовать новое, ему почти ничего не будет ново, а поэтому отказов будет гораздо меньше.
Кстати, об этом – очень интересно на мой взгляд. Почему малыши после двух лет резко меняют свое поведение? Вот у меня был ангелок, который был готов попробовать всё, что я даю, а тут вдруг знакомый суп посыпали зеленью и полный отказ. Что за капризы? Да он издевается! На самом деле нужно радоваться – у вашего ребенка идеально работает механизм выживания. Представим себе древних людей, которые жили в общинах, до двух лет ребенок почти всё время при маме, где-то рядом. Мама о нем заботится, а значит, если появляется еда, мама её как бы проверила, она безопасна. Тем более, если ее ест сама мама. А с двух лет ребенок всё чаще от мамы отлучается. Безопасно ему становится есть ту еду, которую он уже пробовал. Безопасна только она. Это явление – чудесный спасательный эволюционный механизм, мы можем только восхититься нашими детками, которые успешно выжили бы в древнем мире. Чтобы в будущем не возникло отказа от многого, нужно максимально расширять рацион по мере взросления ребенка. Это касается даже мелочей – покупайте разный йогурт, в разных упаковках и разных текстур. Делайте разные котлеты, готовьте их по-разному. Пусть сегодня они будут в духовке, завтра на пару, а послезавтра в сковородке приготовлены. И помните, малыш не издевается, он вообще ещё вряд ли способен на такое, ему просто страшно. Если вы с таким столкнетесь, отнеситесь с сочувствием и пониманием, предлагайте среди прочего и знакомую еду, чтобы создать ощущение безопасности. Но не переставайте предлагать новое. Я это проходила с зеленью у старшего сына. Миша немного подавился зеленью примерно в 1,5 года и долго потом мы ее выковыривали из салатов. Пока наконец я не поняла, что это уже не нужно, он чудесно жует, да и зелень в рационе нужна. И я перестала выковыривать. Кладу ему салат, как и всем. Он просит убрать зелень. Я спокойно отвечаю, что если ему не нравится, он может ее отодвинуть сам и не есть. Первую неделю от отодвигает и очищает овощи от зелени. На вторую неделю он уже не так внимателен и микрокусочки кинзы на помидоре ему не мешают. Ещё пара недель и он берет листочек кинзы и откусывает самый микроскопический кусок на свете и говорит, что вкусно (вряд ли он что-то мог там распробовать). Ещё недели три вообще не трогает зелень. И вот в один прекрасный момент берет листочек молодого шпината и начинает радостно жевать. Я спрашиваю, нравится ли ему, рассказываю, что это шпинат, что он молодой, хрустящий, что в нем есть полезные вещества фолаты и ещё много другого. И как итог – во-первых, немного зелени вошло в рацион. Он всё равно ест её в последнюю очередь и не каждый раз, но это ок, имеет право не любить (я вот в супе тоже не люблю). Но – 1) мне не нужно делать ему отдельный салат без зелени, 2) мне не нужно выковыривать зелень из салатов, 3) я не переживаю, заказывая ему в ресторане еду, что на неё насыплют зелень и он не станет есть. По-моему, супер результат.
Вернемся к целям.
Как пишет Александра Ситнова в своей книге «PRO питание детей» одна из целей прикорма - дозревание ЖКТ. Когда мы вводим постепенно продукты в рацион ребенка, мы помогаем пищеварительной системе выработать ферменты, необходимые для переваривания этой пищи. Пищеварительная система – это важнейший иммунный орган человека. И разнообразное питание ребенка – это основа здорового иммунитета, а также (внимание!) снижения риска аллергии. Многие до сих пор считают, что чем позже дать ребенку «потенциальные аллергены», тем лучше, но уже многими исследованиями доказано, что существует окно толерантности – период, в который необходимо максимально познакомить ребенка со всеми продуктами, в том числе потенциальными аллергенами, чтобы снизить риски возникновения пищевой аллергии в будущем. Поэтому, стараемся максимально разнообразить питание с первых дней, а потом продолжать. Но как это сделать? Как не запутаться? Не график вести же в самом деле. Есть много простых лайфхаков. Один из них для меня – полка с крупами. У меня крупы стоят на полке одна за другой. Утром я готовлю кашу (кого я обманываю, муж готовит) из ближайшей коробки, а затем убираю ее в конец. Таким образом, у меня завтра будет новая каша, а за неделю 5 видов каш, которые подходят к завтраку.
Честно говоря, иногда это всё безумно утомительно. Про все группы продуктов подумай, каши чередуй, кухню 6 раз за день помой. Поэтому мой главный совет – иногда ничего из этого не делать. Если чувствуете, что уже сегодня нет сил мыть кухню – отберите ложку, пусть завтра мир познает. Если закончился булгур – не корите себя, дайте 3 раза в день овсянку и завтра тоже овсянку – мама устала.
Берегите себя и своё ментальное здоровье – чтобы налить что-то из сосуда, сосуд должен быть полным.