Часть первая. - Как рождаются песни.
- Оксана, расскажи, а как рождаются песни? Как это происходит?
Очень часто я слышу этот вопрос в свой адрес.
Да, эта тема всегда вызывает живой интерес, потому что для обычных людей это явление непонятное, даже загадочное. И всегда интересно знать откуда это всё берётся, какова эта «кухня» композитора и поэта изнутри? Очень любопытно, ведь правда же?
Поэтому хочу с вами поделиться как это происходит у меня на примере одной из песен. Итак, начнем издалека.
Друзья, помните?
А мне приснилось: миром правит любовь.
А мне приснилось: миром правит мечта...
В.Цой «Красно-жёлтые дни»
Но об этих стороках я узнаю гораздо позже. А пока... Если б ещё месяц назад меня спросили про моё отношение к его творчеству, то ответ был бы таким:
- Как отношусь к творчеству В.Цоя? Да, в общем спокойно. Просто стиль его песен мне не очень близок, если честно... И сама манера исполнения тоже, ведь я же лирик, мелодист...
Но шло время, и чуть ближе с творчеством Виктра Цоя меня познакомил мой муж. Песни Цоя он слушал с удовольствием и они ему нравились ещё с юности. И когда в автомобиле по дороге на дачу из аудио приёмника начинали звучать «Кукушка», или «Закрой за мной дверь» я уже не просто слушала, а делилась своими некоторыми впечатлениями от услышанного с супругом.. Но не более.
А потом произошла интересная история, я бы сказала удивительная. Некоторое время назад случилась определённая ситуация, связанная с моим творчеством. Не очень приятная, скажем так, и это принесло мне сильный стресс. Сразу поясню — в творческой профессии стрессы, эмоциональные накалы, как положительные, так и отрицательные, явление частое. Ведь всё-равно это деятельность в сфере человек-человек, как ни крути. А тут ещё и люди творческие, вдвойне не просто... А еще и сама музыка, стихи- сплошные эмоции. Не буду вдаваться в подробности ситуации, но рана не заживала долго, несколько месяцев. Было ощущение недосказанности, непонятности, я бы сказала нелепости всей ситуации. И вот раздался звонок, весьма долгожданный. Как раз связанный с той ситуацией.
Я понимала, что он должен состояться, но не знала когда именно. Долго же я была в напряжении, однако! Пообщавшись с человеком, проговорив всё то, что меня беспокоило, мне стало полегче. И когда я положила трубку началось то самое ощущение. Всё внутри меня закрутилось, завертелось, сердце бешено забилось, мозг начал буквально закипать. На физическом уровне всё подключается в режим повышенной, зашкаливающей концентрации. Именно так я обычно ощущаю начало зарождения песни. Сложно чётко описать это состояние, но как-то так. Но какой это кайф: ты становишься подобно сгустку энергии, чувствуешь внутри себя ритм, темп, силу звука. Звучит то, что ещё невозможно четко разобрать по мелодии, по строению, но оно звучит, всё громче и громче, всё чётче и чётче. Перемешиваются все эмоции: беспокойства и радости, волнения и тревоги одновременно. Когда же это всё обретёт черты песни? Когда вырвется на свободу?
А начало всё вырисовываться ближе к ночи, когда я легла спать. Кстати, есть версия, что в положении лёжа сочинять что-либо получается более эффективно. И у меня уже был подобный положительный опыт когда-то. И что сейчас в итоге получалось? С одной стороны мне очень хотелось спать, а с другой- я начала отчетливо слышать первые строки мелодии и первые фразы. Этот поток только усиливался, что усложняло задачу его запоминания, ведь я уже была абсолютно сонная! А строки всё прибывали и прибывали.
Я собралась с силами, встала с кровати, чуть не наступив на кота. И сразу стала записывать мелодию на диктофон в телефоне. Легла. Но процесс на этом не останавливался! И мне пришлось снова встать во втором часу ночи и уже на подоконнике при свете уличного фонаря записать в блконоте весь текст куплета. Писала будто на китйском. Очень неразборчиво, так как торопилась, очень боялась забыть. Всё. Легла. Засыпаю? Как бы не так! Ну что, чуствую, теперь пошёл припев! Но тут уж я себе сказала: "Не встану. Не могу. Если что-то стоящее- запоминай, а утром запишешь".
Ведь зачастую мысли,которые приходят в ночи, к утру оказываются уже не такими интересными. Но всегда ли так?
Часть вторая. - Как я ближе узнала Цоя
- Ааааа!!! Скорее, скорее надо записать припев,-только проснувшись, я первым делом воскликнула. На часах было 8, заснула не раньше 3- х. Голос немного хрипит, глаза покрасневшие, голова гудит.
-Арсений, скорее ручку и бумагу, ручку и бумагу, скорее!!! Ведь забуду!
Муж, немного оторопев, всё-таки выполнил мою просьбу и спросил:
- А что записывать собираешься? То, что вчера ночью напевала? А о чём песня-то хоть?
- Песня о чем?.. Она посвящается всем творческим людям, всем кто создаёт, кто творит, кто по жизни в полёте, кто не боиться падать, а потом снова подниматься.. Вот, сейчас, погоди минуточку, запишу текст. Пока совсем не забыла его, и тебе спою.
Это потом, много позже я узнаю, что Арсений был уверен, что это скорее всего не совсем что-то стоящее, ведь ночью все кошки серы! А ещё, добрую половину песни я, по идее, должна была забыть. И возможно, во многих других случая он был бы прав, ведь в основном так и бывает. Но не в этот раз!
И вот я хватаю лист бумаги, быстро и нервно записываю текст. Прослушиваю аудио с диктофона, напеваю тихонечко и понимаю, что ничего не забыла, в голове моей всё на месте! Ура, ура, да здравствует моя память! Омегу -3 и Гигко билоба пью всё же не зря) А самое главное, песня меня также трогает и её энергетика меня как и ночью захватывает целиком!
- Арсений, - хватаю его за рукав, сидя на кровати, -вот, слушай...
Начинаю петь не громко, связки ещё не проснулись, подхрипываю немного. Но пою гордо, как знамя несу, очень уверенно и воодушевлённо. Пою, и одновременно чувствую, как подходит ком к горлу от осознания, что получилось что-то мощное, очень настоящее и правдивое... А ещё от чёткого понимания, что таких песен я ещё не писала. Что эта стилистика не похожа на ту, что пишу обычно, уже на протяжении 30 лет. И в итоге, моя новая песня получилась очень похожей на песни в стиле Цоя. Вот это поворот!
- Арсений, ты слышишь, это Цой, представляешь! Вот было бы здорово, если б его голосом песня зазвучала...
Надо отдать должное, что мой муж, в последнее время, прекрасно развил музыкальное чутьё. Наверное, потому что жена композитор). Тем более способности к музыке у него были ещё с детства. И это позволило ему услышать то, что люди обычно, не связанные с профессией композитора, музыканта, попросту не слышат. Ведь пока песня ещё не в готовом виде, то есть без аранжировки, без студийной записи и т.п., просто в голосе, или под пианино. Кто что поймёт и разберёт? А он услышал! В моём акапельном, непроснувшемся исполнении главную мысль, зерно, какой именно эта песня должна быть в конечном виде. Правда, не спервой строчки, а со второй.)
- Да, слушай. Это действительно очень похоже на стиль Цоя, надо же! Я даже слышу какая гитара там должна звучать. Вот что- то типа этого...
Арсений подошел к компьютеру и включил «Красно-желтые дни» . Поэтому, отныне, эта песня мне теперь нравится больше всего!
Вот так, удивительным образом, я очутилась в том самом потоке энергии! В том самом, который выдаёт подобную энергетику песен. Всей душой коснувшись той самой цоевской песенности, я музыкально перезагрузилась и стала выражать свои музыкальные мысли и в новом для себя ключе. А цоевская песенность для меня - это псевдо-простота текста, хотя на самом деле у него глубокие метафоры и глубокий смысл, это раз. Псевдо -простотые мелодии (не поёт, а говорит со слушателем), а на самом деле, зачастую мелодия не простая, далеко не примитивная, это два. Да, и во многих песнях есть где развернуться голосу. Вспомним пример той же песни «Кукушка» в исполнении П. Гагариной и других, это три. А самая «фишка», которая меня просто неимоверно приводит в дикий восторг, это гитарные вступления и проигрыши. Это что-то невообразимое, просто песня в песне! Но об этом, возможно поделюсь с вами чуть позже, в следующий раз, о своих открытиях песен Цоя...
Но что самое удивительное это то, что всю вю специфику и особенность его песен я прочувствовала именно благодаря тому, что появилась моя песня. В таком необычном для меня стиле. И уменя от этого произошёл инсайт, открытие для себя его музыки. А не наоборот, как это обычно бывает: сначала слушаешь, слушаешь. А потом пишешь под впечатлением.
А пока...
С того времени, как появилась песня прошло уж почти 2 месяца. Но она меня всё так же теребит, цепляет и помогает двигаться вперёд. И очень хотелось бы записать аранжировку: продумать гитарное вступление и бомбический проигрыш, наполнить гармоническими ходами, сделать красивое проведение. Записать голос! Сделать премьеру, и... Очень хочется,чтобы песня пошла в народ, чтоб у неё была счастливая судьба.
Друзья, а было бы вам интересно послушать эту песню? Услышать её премьеру? Буду рада обратной связи!
#композитор Оксана Бражникова #как рождаются песни #песни Цоя #эмоции #стиль Цоя #песни рожденные ночью #творчество #поэт-песенник