Чулпан Хаматову с ее отъездом в Латвию мы уже пережили, но вот снизу постучала сделала громкое заявление Анна Нетребко. Когда еще не закрыли Инстаграм, она на двух языках пыталась там объяснить, что она человек искусства, и решение оперных театров расторгнуть с ней контракты - это ошибка. Прошло немного времени, и она сделала заявление, которое всколыхнуло общественность. Оказывается, от Президента она только награды получала, налоги платит в Австрии, а Россию любит, ибо Родина, но спецоперацию осуждает.
Конечно, по-настоящему общественность всколыхнуло то, что Метрополитен-Опера не купилась на демонстрацию независимой позиции "деятеля искусств" и пообещала изучить вопрос прежде чем возобновить сотрудничество. Действительно, а как объяснить материальную помощь Донбассу в 2014? Фото с флагом ДНР?
Сейчас в комментариях к одному посту по этому поводу у меня случилась небольшая дискуссия. Я имела неосторожность упомянуть ту "инстаграммную" истерику. И вот какой обмен мнениями случился у меня с дамой, которая считает себя человеком с открытым умом:
Все-таки Ролан Барт со своими рассуждениями о "смерти автора" сыграл злую шутку над несколькими поколениями живых "художников" и их поклонников. Они все хотят быть "над" - политикой, страной, народом. Это понятно: искусство возвышает. Но возвышает оно в том числе своей яркой национальной принадлежностью.
Анну Нетребко ценили за ее южнорусский темперамент, который прекрасно сочетается с кавказским темпераментом ее супруга. За яркую кубанскую красоту и, конечно, музыкальный талант. Ожидала ли она, что ее творческий порыв так холодно воспримут в Нью-Йорке? Конечно, нет. Но и назад нет пути, вот в чем дело.
Мне еще в Инстаграме, когда я поделилась своим удивлением по поводу первой реакции, объяснили, что Анну слишком уж старательно делали "звездой". Увы, здесь я не специалист, поет она хорошо, больше ничего не могу сказать. Но вот что вокруг нее собрались такие же люди, как у лучшего друга Филиппа, которые в ответ на каждый пук готовы кричать "гениально!" - это факт. И дискуссия с дамой, которая защищает артистку и от пиндосов, и от людей с "неправильной" ментальностью, вроде меня, это лишь подтверждает. Пример, как другие защищают своего кумира, в самом конце статьи по ссылке ниже.
Здесь уже и я могу вспомнить свое изумление, когда читала под похабными роликами Филиппа для СТС восторженные комментарии Анны с супругом. Как можно, думала я, петь оперу и ржать над "штык мне в ж*"?! Оказывается, можно всё.
"Осьмое чудо"
Поскольку искусство - явление высокое, я предлагаю выделить артистов в особый ранг: "осьмое чудо". Это вам не пятая колонна; это нечто совсем иное, ибо "над" и "вне".
А термин взялся не просто так. Вспомнились мне нынче две эпиграммы на знаменитого Фаддея Булгарина, издателя журнала "Сын Отечества" и по совместительству - агента Третьего отделения. Конечно, ни о каком сотрудничестве наших артистов с зарубежными аналогами "охранки" сейчас речи не идет. Но предоставим слово классикам, они-то высмеяли Булгарина вовсе не за "высокие связи". Александра Сергеевича уже процитировали в связи с "клеветниками России", однако по случаю "фиглярства" наших деятелей культуры я снова предлагаю его вспомнить.
Не то беда, что ты поляк:
Костюшко лях, Мицкевич лях!
Пожалуй, будь себе татарин,
И тут не вижу я стыда;
Будь жид – и это не беда;
Беда, что ты Видок Фиглярин.
А.С. Пушкин
И Николай Алексеевич не подвел, тоже написал свою филиппику.
Он у нас осьмое чудо —
У него завидный нрав.
Неподкупен — как Иуда,
Храбр и честен — как Фальстаф.
С бескорыстностью жидовской,
Как хавронья мил и чист,
Даровит — как Тредьяковской,
Столько ж важен и речист.
Не страшитесь с ним союза,
Не разладитесь никак:
Он с французом — за француза,
С поляком — он сам поляк,
Он с татарином — татарин,
Он с евреем — сам еврей,
Он с лакеем — важный барин,
С важным барином — лакей.
Кто же он? (Фаддей Булгарин,
Знаменитый наш Фаддей.)
Н.А. Некрасов
Видавшие виды журналисты предлагают запасаться попкорном. Я такое обычно не ем, но поддержу инициативу. Наши артисты умеют зажигать, будет жарко.
Юлия Н. Шувалова, март 2022 года.
При цитировании и/или перепечатке ссылка на автора обязательна.