Его взгляды на воспитание не теряют актуальности и сегодня, а современные родители могут почерпнуть из его наследия множество идей.
Недаром ЮНЕСКО внесло его в число четырех мыслителей, под чьим влиянием было сформировано педагогическое мышление в XX веке.
Главная заслуга Антона Семеновича Макаренко — авторская методика воспитания, которая буквально творила чудеса: в 1920-е годы беспризорники и малолетние преступники под его руководством не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями.
Основа методики Макаренко — воспитательный коллектив, в котором дети связаны не только дружбой, но также общими целями и общим делом. Это взаимодействие становится комфортной средой для развития личности.
Коллектив помогает ребенку адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принимать новые социальные роли. Коллектив должен развиваться: ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок — вносить свой вклад в общий процесс. Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, готовит ребенка к жизни в реальном мире, где он уже не будет исключительным и единственным, где ему нужно будет найти себя и свое место в обществе.
Кроме того, дети, ориентированные не только на получение, но и на отдачу, будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.
Макаренко был против идеи, что школа и семья — лишь подготовительный этап, а дети — «зародыши» будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, поэтому «естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения».
Участие в совместном труде, по мнению педагога, особенно важно в подростковом возрасте: оно меняет социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
О роли родителей в воспитании
Что же касается дисциплины, то ее он считал не средством и не методом воспитания, а его результатом. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как внутренней потребностью.
«Наша задача — воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», — утверждал Макаренко.
Какие принципы из «системы Макаренко» могут извлечь современные родители?
- Ответственность за воспитание ребенка несут именно родители. Но воспитывать его надо не тогда, когда он «отбился от рук», и не нравоучительными беседами, а намного раньше и собственным хорошим примером.
- Детские притязания не должны стать ориентирами в жизни родителей. Привыкая к повышенному комфорту, ребенок начинает требовать его уже в форме ультиматума. Родителям тоже стоит чаще подавать пример некоторого аскетизма, чтобы не вырастить избалованных людей.
- Авторитет родителей должен быть реальным, а не суррогатным. Его нельзя сформировать домашним насилием, завышенными требованиями или постоянными придирками. Родители сами должны жить полной, насыщенной и честной жизнью, уважая чувства и мысли детей, тогда и дети будут с уважением относиться к ним. Также не стоит подменять родительский авторитет панибратскими взаимоотношениями с детьми.
- Самопожертвование родителей только вредит детям. Родители должны жить не менее полноценно, чем их дети. Ребенку важнее здоровые, веселые и активные мать и отец, чем измученные работой и заботами люди, которые предъявляют детям претензии за свои мучения.
- Правильная внутрисемейная организация очень важна. Дети и родители должны быть структурированным коллективом с четко распределенными обязанностями и субординацией.
Еще больше полезных идей о воспитании ребенка в семье и зарисовок из реальной жизни Антон Макаренко изложил в своей знаменитой «Книге для родителей».
Если вы узнали для себя полезную информацию, то поставьте пожалуйста “палец вверх” этой публикации - это очень мотивирует собирать новую полезную информацию и публиковать ее здесь, на канале, и подписывайтесь на наш Telegram.