Найти в Дзене

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ЕГЭ/ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Онлайн-школа New Level School

Потребность – это нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности и развития живого организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом.

В школьном курсе потребности разделяют на:
1) биологические (естественные) – воздух, пища и вода, движение, сон, жилище и пр.; в более подробных классификациях эти потребности делят на физиологические (воздух, вода, пища и пр.) и потребности в безопасности (физическая безопасность, комфорт, постоянство условий жизни и пр.)
2) социальные – их часто делят на собственно социальные (принадлежность к группе, общение, дружба и любовь) и престижные (уважение и самоуважение, признание достижений и высокого статуса и пр.); в эту же группу попадают потребность в труде, потребность в творчестве (учебник Боголюбова, 10 класс, стр.44)
3) идеальные или духовные потребности (познание, красота, смысл жизни и т.п.)

Обратите внимание: потребность в труде, в чем бы она не состояла, – социальная потребность.

Принцип возрастания потребностей состоит в том, что в процессе удовлетворения потребностей возникают новые в количественном и качественном отношении. Психологи и экономисты обычно считают этот процесс бесконечным, хотя многие религиозные и философские школы настаивают на необходимости ограничивать материальные потребности.

Принцип иерархии потребностей, предложенный американским психологом А.Маслоу, состоит в том, что потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены потребности предыдущего уровня; до этого они либо не осознаются человеком, либо не оказывают существенного влияния на его деятельность.

-2

По мере продвижения от биологических потребностей к духовным (вверх по пирамиде Маслоу) нарастает субъективность как в составе потребностей, так и в способах их удовлетворения (нам всем нужен воздух для дыхания и примерно в одинаковом количестве, а потребность в осознании своего места в жизни может и не возникнуть). Индивидуальный компонент мотивации человека психологи называют направленностью личности. Одним из элементов направленности является интерес – целенаправленное отношение человека, группы, организации к какому-либо объекту их потребности (Котова и Лискова, 10 класс, стр.28).

__________

ПРАКТИКА ПО ТЕМЕ

1. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена
2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты, религиозной вере, художественном творчестве и т.п
3) Деятельность - это специфически человеческий способ существования человека
4) Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности
5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности

2. Ниже приведён ряд примеров. Все они, за исключением двух, относятся к биологическим потребностям человека.

1) потребность в питании; 2) потребность в движении; 3) потребность в самореализации; 4) потребность в самосохранении; 5) потребность в общении; 6) потребность в продолжении рода.

Найдите два примера, «выпадающих» из общего ряда, и запищите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют духовные (идеальные) потребности человека.

1) потребность в приобретении новых знаний; 2) потребность в художественном творчестве; 3) потребность в нравственном поведении; 4) потребность в труде; 5) потребность в общественном признании; 6) поиск смысла жизни.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о биологическом в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху
2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью
3) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена
5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями

5. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью
2) Индивид - единичный представитель человечества
3) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира
4) Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям
5) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах

6. Установите соответствие между примерами и видами потребностей, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ (первый столбец):
А) в познании мира
Б) в поиске смысла жизни
В) в двигательной активности
Г) в общении
Д) в труде

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ (второй столбец):
1) естественные
2) социальные
3) идеальные (духовные)

7. Виталий П. увлекается философией, он стремится познать окружающий мир и своё место в нем, много времени уделяет самопознанию и самосовершенствованию. Найдите в приведённом списке выделенные по разным классификациям характеристики данной потребности Виталия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) материальная
2) идеальная
3) ложная
4) биологическая
5) подлинная
6) духовная

8. Антон учится в 11 классе. Что из перечисленного ниже иллюстрирует ею социальные потребности? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1) потребность рисовать картины
2) потребность общаться с одноклассниками
3) потребность в воздухе для дыхания
4) потребность в достижении гармонии с окружающим миром
5) стремление получить престижную профессию
6) стремление достичь жизненного успеха

9. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах
2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармония и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п
3) Деятельность — это специфический способ существования человека
4) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования
5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности

10. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью
2) Индивид — единичный представитель человечества
3) К социальным потребностям относят потребности в нище, воде, воздухе и др
4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом
5) Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни

Ответы к практике см. в комментариях

__________

Если было полезно, ставь 👍🏻, делай репост и делись своими мыслями в комментариях :)

Записывайся на курсы подготовки к ЕГЭ/ОГЭ 2023 и переходи на New Level! 💪🏻😉

Ссылки для записи на занятия:
▪️ Сайт —
http://newlevelege.ru
▪️ Vk —
https://vk.com/new_level_ege
▪️ YouTube —
https://www.youtube.com/channel/UCoZD5A90TG-pakM-8JTQpTA
▪️ Telegram —
https://t.me/new_level_ege

__________

🎓 Онлайн-школа New Level School — это:
— занятия онлайн и в записи
— отдельная онлайн-платформа
— актуальная теория по всем темам
— тематическая практика в формате ЕГЭ/ОГЭ
— домашние задания для системного изучения тем
— поддержка от преподавателя и оперативная обратная связь
— профессиональные преподаватели из МГУ и других топовых вузов
— качественные конспекты на базе материалов, рекомендованных ФИПИ

Предметы:
▪️Обществознание (ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ в МГУ, олимпиады)
▪️История (ЕГЭ, ОГЭ)
▪️Биология (ЕГЭ, ОГЭ)
📊 Основы финансовой грамотности
📈 Инвестиции на фондовом рынке