Найти в Дзене
На перекладных.

Из истории Олимпиад. 2022 год. Серебро Александры Трусовой

Оглавление
На льду Александра Трусова.
На льду Александра Трусова.

Абсолютное торжество гениальной юниорки.

В какой-то степени судьба Александры была предопределена. Вряд ли у
таких супер спортивных родителей мог родиться пухлый отличник - ботаник. Физическая одаренность и невероятная "упертость" именно от родителей. И чемпионский характер - неистребимое желание быть всегда первой - тоже из семьи.

В 4 года она встала на ролики, а чуть позже на фигурные коньки, сразу выделившись в своей группе. Ребенка с такими физическими данными вряд ли можно было не заметить. Об этом в свое время писала Татьяна Тарасова.

Надо сказать, что способных детей видно сразу, они наперечет. Зайдешь на занятия в группу к малышам и сразу видишь: вот он, один катается! Не подозревает, какая уготована ему спортивная судьба. Впрочем, это уже относится к тренерской квалификации - разглядеть в ребенке будущую обаятельность, красоту и, главное, индивидуальность.

Начинала маленькая Саша в родной Рязани у Ольги Швецовой. В Москве попала к Александру Волкову. Он, кстати, к новой ученице отнесся весьма критично.

Год мы готовили ее технику под тройные прыжки, а потом в течение трех-четырех месяцев она собрала все тройные и каскады. Конечно, и она со своими тараканами. Очень не любила кататься. И не умела.
Скользить не любила и не умела. Деревянная. Дерганая. Резкая. Очень резкая. С одной стороны для прыжков это хорошо, но с другой – мешало, так как не могла попасть в ритм. И терпеть не могла вращаться.

С собранными тройными и каскадами Александра отправилась на просмотр к Тутберидзе. У нее катались Липницкая, Цурская, а, самое главное здесь каталась Женя Медведева - кумир юной фигуристки.

Четверные.

Тутберидзе со своими помощниками шла вперед, раздвигая, в первую очередь, технические горизонты женской одиночки. При этом она использовала сильные стороны своих учениц: великолепное вращение и растяжку Юли Липницкой, атлетичность и выносливость Алины Загитовой, что давало возможность все прыжки перенести во вторую часть произвольной программы, легкость Евгении Медведевой. "Прыгучая" Саша не могла не заинтересовать ее. Пределом мечтаний в области техники были тогда сложные каскады из тройных прыжков. Хотя еще во время выступлений на финале юниорского Гран При 2002-2003 японка Мики Андо выполнила четверной сальхов. Но при старой системе судейства этот уникальный прыжок давал не слишком большое преимущество в баллах, будучи при этом слишком энергозатратным. Посему его отложили в долгий ящик. Интерес к этому старинному ящику возник одновременно и у Этери Тутберидзе, и у Александры Трусовой. Причем, любопытство юной фигуристки было гораздо более настойчивым. Без желания Александры наставница вряд ли бы отважилась замахнуться на четверные, уж слишком велики были опасения травмировать спортсменов. Но дело пошло. И скоро Трусова прыгала не только сальхов, но и другие четверные за исключением акселя и риттбергера, добавляя к четверным еще и каскадные тройные. Александра прошлась победным маршем по всем юниорским соревнованиям, заслужив почетное прозвище "Русская ракета". Оставалось перенести все свои заслуги на взрослый уровень. Тем более почин в отношении четверных на взрослых стартах был положен "одногруппницей" Элизабет Турсынбаевой все с тем же четверным сальховом.

Торможение Русской ракеты.

Александра продолжала прыгать, вписывая на свое имя в Книгу рекордов Гиннесса все новые и новые достижения, но конвертировать их в золотые медали и титулы не получалось. Рядом не менее упорно трудились интеллигентная тихоня Аня Щербакова и дерзкая красотка Алена Косторная. У вышедшей на лед после тяжелой травмы Щербаковой в арсенале звонко "позвякивали" два старших квада, а Косторная после ряда неудачных попыток вдруг выдала неописуемой красоты тройной аксель. Они и разбирали турнирное золото, оставляя на долю Трусовой бронзу, в редких случаях серебро.

"Угар" восхищения Сашиными четверными проходил, специалисты находили в ее катании недостатки.

Из всей троицы (ТЩК) Трусова мне нравится меньше всего. Пока она относительно плохо катается, но очень хорошо прыгает.

Так сказала о фигуристке Людмила Великова, тренер спортивных пар.

Сашу ругали за недостаточно хорошее скольжение и слабую презентацию.

Александру, действительно, в программах больше интересовала спортивная составляющая, а конкретно, прыжки. По большому счету ей было все равно под какую музыку кататься. Такое складывалось впечатление. Но ТШТ делал все возможное и невозможное, чтобы Сашу музыкой заинтересовать. Например, ей ставилась программа на фрагменты сюиты "Пер Гюнт" Грига, где была трансформация не только костюма, но и образа. Нежная песня Сольвейг вдруг сменялась бравурной темой "В пещере горного короля". Саше этот неожиданный переход нравился. Она наслаждалась удивлением публики и судей.

Работали и над Сашиным скольжением. Но сама Александра во главу угла ставила четверные прыжки, неуклонно наращивая их количество в произвольной программе. 2, 3, 4... В идеале - пять. Она не хотела слушать возражений. Падала, часто не выкатывая сверхсложные программы, но упорно стояла на своем. В этом, собственно, и было дело, не в соперницах, а в ней самой. В ее упорстве или упрямстве. Но согласиться с этим она не могла, как, скорее всего, и ее близкие. Она усомнилась не в своей правоте - в способностях наставницы Этери Тутберидзе и ее тренерского штаба. И ушла, не смотря на уговоры. Тутберидзе вряд ли хотелось бросать дело не полпути. Но Александра решила иначе.

В академии "Ангелы Плющенко".

Я ведь не могу почему-то откатать чисто. Так что было решено попробовать у Евгения Викторовича. Он же сам катался с четверными — может, он знает, как это делать, как катать без ошибок каждый раз.

Так она объяснила свой переход. Известная доля логики в этом заявлении была. Из штаба Тутберидзе, действительно, с четверными никто не катался. Но одно дело уметь делать что-то самому, другое - учить этому своих подопечных. Из великих спортсменов не так уж часто получаются великие тренеры. У "неудачников" выше мотивация. Хочется с учениками добиться того, чего не удалось достичь в личной карьере. А победителям чемпионство, растворенное в крови, иногда мешает раствориться в учениках.

Есть и другая причина перехода. Возможно, Саша считала, что достигла такого уровня, когда нужен личный тренер или тренерская команда. Вряд ли ее угнетала конкуренция на тренировках в ТШТ. Скорее она могла заставить соперниц нервничать, штампуя на тренировках свои идеальные четверные.

С Трусовой переходил Розанов.

Отдельное спасибо Сергею Розанову за его труд и веру в меня. Он мало говорит о себе, предпочитая дела, а не громкие слова, но без его кропотливой и честной работы не было бы моих достижений и побед. В решающий момент он подставил мне плечо, он мой надёжный друг.

Розанов - для конкретной работы и Плющенко - стратег и тактик. Это именно то, что нужно. Так казалось Саше. Но все сложилось по-иному. "Надежный друг" поспособствовал переходу к Плющенко Косторной и отношение к нему изменилось. Из-за его инициативы Александра опять оказывалась в "группе товарищей". У нее остались розановские программы, но у руля встал молодой и неопытный Михайлов, в качестве хореографа некоторое время выступала Елена Ильиных.

Переход от одного тренера к другому для спортсмена - дело непростое. Ни в кое случае нельзя зачеркивать все, что было сделано предыдущим тренером. Например, Тарасова не решилась сразу менять стиль перешедшим к ней от Жука Родниной - Зайцеву. Плющенко так хотелось поскорее вычеркнуть Тутберидзе из спортивной судьбы Трусовой, что он пошел ва - банк. Короткую программу решили сделать в лирическом ключе. И она не "села" на фигуристку, как не садится платье, подобранное не по фигуре - морщит, тянет, топорщится. И "Ромео и Джульетта", наверное, из - за отставки Розанова оказалась невкатанной. Саша танцевала ее механически, не попадая в музыкальные акценты. Пропал лоск, который умели придать программам своих подопечных в ТШТ, а вожделенная стабильности так и не была приобретена. Пять четверных оставались недостижимой мечтой. Пришло время возвращаться.

Олимпийские программы.

Наверное, ей было не просто смирить гордыню и вернуться. Но она сделала это. Не поминая старое, засучив рукава, ТШТ и Александра принялись за дело. Программы получились великолепными. Вообще, Саша предолимпийского сезона и Саша олимпийского периода - два разных человека. Эстелла и Круэлла. Конечно, она повзрослела и похорошела. Ей очень идет рыжий цвет волос, оттеняя яркую зелень глаз. Но она выросла и как фигуристка. Я не эксперт, но мне кажется, она стала лучше скользить, более мягко, размашисто. И, безусловно, Саша очень прибавила в презентации. Особенно это видно в короткой программе. "Фрида" - бесподобна. Александра, может быть, впервые в своей карьере рассказывает историю на льду. Она сама понимает, что такое преодоление, ей есть о чем рассказать. В короткой, где не надо гоняться за четверными, есть время все объяснить жестами, взглядом, точными попаданиями в музыкальные акценты. Да, часто она роняет тройной аксель, но даже это не может уничтожить программу, разве что немного смазывает впечатление.

"Круэлла" ей тоже очень к лицу. Это о ней и про нее. О человеке с сильным характером, готовым бороться за справедливость, не боящемся препятствий. Но здесь все это второстепенно. На первый план выходят прыжки, и схемы "разбег - прыжок" при пяти четверных полностью не избежать. Тренерский штаб маскирует это удачно подобранной музыкой из саундтреков к фильму. И если все прокатать без ошибок, впечатление окажется не менее сильным, чем от "Фриды". Образ будет убедительным за счет физического совершенства, энергии и силы исполнительницы. Но для этого нужен безукоризненный прокат, что при пяти четверных очень проблематично.

Александра Трусова - Нейтан Чен. Зашифрованное предостережение.

Стараюсь выполнить такой же контент по прыжкам, как у первых мужчин в мире.

Так скромно говорила Александра о своих ближайших планах. Первым мужчиной в мире ( если, конечно, не считать небожителя Юдзуру Ханю) был Нейтан Чен. Для Саши маяком являлся именно он. Если грабить - то банк, если соревноваться, то с Нейтаном. Трехкратный чемпион мира, трехкратный победитель финала Гран При, шестикратный чемпион США, рекордсмен, Чен мог стать Олимпийским чемпионом еще в 2018 году. В том олимпийском сезоне он не проиграл ни одного старта. Но на самом главном турнире четырехлетия оказался на 5 месте. Вместо запланированных тулупа и флипа, вопреки совету тренера Рафаэля Арутюняна в короткой программе он решил делать лутц и флип.

В Пхенчхане даже меня шокировало, что сделал Чен. Это решение было принято у них на семейном совете. Когда спросил его, уверен ли он в своем решении, услышал положительный ответ. Только прозвучало это как-то обреченно. А уж после того, как по ходу программы Натан сорвал лутц, затем заменил флип на тулуп, все стало понятно. На Олимпийских играх нельзя ничего менять спонтанно, нужно делать то, что умеешь на сто процентов.

Несгибаемый Чен сорвал все три обязательных прыжка и откатился на 17 место. А потом совершил спортивный подвиг, выполнив в произвольной 6 четверных прыжков. Причем, с помаркой был сделан только один, остальные - идеально. Однако, первого места за этот героический прокат оказалось недостаточно даже для олимпийского пьедестала.

Момент истины.

Сашу история Чена не остановила. Скорее наоборот. Ей на Олимпийских играх нужен был триумф. Так она решила. Тройной аксель в короткой и пять четверных в произвольной. Все или ничего. Это был юношеский максимализм. Нерасчетливый, круто замешанный на гордыне и желании "сделать всех и сразу". Тренерское мнение здесь вряд ли имело вес. В короткой она, действительно, бесстрашно пошла на тройной аксель. И упала с него. Все остальное было сделано великолепно, программа прозвучала. На пресс - конференции Саша была спокойна. Впереди - произвольная. О чем говорилось в ТШТ накануне решающего дня? Что сказала Этери Георгиевна Саше? Саше, которая в 8 баллах от Камилы, в 6 от Анны, в 5 от Каори. Понимала ли она, что ошибка на тройном акселе может иметь фатальные последствия для Трусовой? Пыталась отговорить от пяти четверных или боялась, что ослабление контента, расслабив спортсменку, повлечет случайные ошибки? Трусова, как всегда пошла ва-банк - на пять четверных. Она сильно откатала программу. Не безошибочно, но сильно, с настроением. На четверном флипе ей поставили неясное ребро, четверной тулуп был выполнен со степ-аутом, после каскада двойной аксель - тройной тулуп последовало приземление на две ноги, на последнем четверном лутце выявили - недокрут на q, одно из вращений на 3 уровень. Все остальное - идеально. А там было еще много чего: и четверной сальхов, и каскад четверной лутц - тройной тулуп, и каскад тройной лутц - ойлер - тройной сальхов. Это не считая дорожек, хорео - последовательностей и вращений. Александра была довольна. Обнимала тренеров. Это была благодарность за совместную хорошо выполненную работу. Теперь нужно было ждать.

На руинах мечты.

А дальше случилось, то что случилось. Камила самоустранилась, подсознательно запретив себе выигрывать. Но, собственно, до ее проката дело и не дошло. Для Саши все было решено после выступления Ани. Щербакова построила свой прокат в полном соответствии с постулатами Рафаэля Арутюняна, включив в свою олимпийскую произвольную программу только те элементы, в которых была уверена на 100 %. Не стала замахиваться на три четверных, отказалась от неустойчивого четверного лутца. Оставила два флипа, один в каскаде. Но то, что оставила - выкатала практически безошибочно, получив ГОЕ не ниже + 3 почти за все элементы. Итого 175,75 против Сашиных 177,13. Аня проиграла Саше в произвольной. Целых 2 балла. Но у нее был 6 - бальный запас от короткой программы. По итогу - она чемпионка. Саша - вторая. Для Трусоовой это был абсолютный провал. Мир рухнул, раскололся на "до" и "после". Вдребезги были разбиты мечты.

Совершенно неправильно порицать Сашу за эмоциональный всплеск за кулисами. Это Олимпиада - соревнование с совершенно особой, накаленной, наэлектризованной атмосферой. Там может случиться всякое.

Я вообще ни одного вменяемого человека на Олимпийских играх не видел. Все реакции, если вы обратили внимание, у всех без исключения – будь то тренер или спортсмен - обострены до предела. Я видел, как люди рыдали до истерик. Видел плачущих родителей, которые выводили спортсменов на старт, видел плачущих спортсменов.

Такие воспоминания об Олимпиадах остались у Р. Арутюняна.

Поэтому, что там наговорила Саша не важно. Серьезнее другое. Она не приняла свое поражение. А вот это разрушительная позиция. Нельзя искать виноватых - судей, тренеров, журналистов. Чем раньше Саша со своей застенчиво -дерзкой улыбкой скажет что-то вроде: "Анька, чертова тихоня, ты обыграла меня на этот раз. Но за мной не заржавеет!" - тем быстрее мир обретет для нее обычную гармонию. И можно будет двинуться дальше. Ведь фигуристка она уникальная. И план у нее есть, во всяком раньше был.

Я с детства решила, что буду участвовать в двух Олимпиадах.