В интернет-магазинах рядом с книгой "Саша, привет!" первым делом можно увидеть тег: "аниутопия".
Сложно поспорить с тем, что мир, описанный в романе, если ещё и не заслужил этого громкого статуса, то точно семимильными шагами движется в противоположном направлении от дорожного указателя "Утопия". Широко размахивая руками при каждом шаге, он так же широко улыбается и говорит: "Посмотрите на меня, я совсем не похож на жуткий мир Оруэлла. Я учтив, вежлив и в некотором роде элегантен. Разве справедливо ставить меня на одну полку... с этими?"
Думаю, как некоторые бы выразились, мир "Саша, привет!" - антиутопия с человеческим лицом.
При этом примерка такого мира на себя, фантазия о жизни в нём, нагоняет жути не меньше, чем мысли о мире с большим братом, смотрящим на тебя с каждого плаката.
Написанная Дмитрием Даниловым история рассказывает о России будущего. Ну, как будущего. О России через несколько лет. Действие происходит в 2024 году, где ввели смертную казнь за преступления в сфере нравственности и экономики.
Но смертную казнь гуманистическую. Нет, это не инъекция и не яблочный сок с цианидом. Всё куда изощреннее.
Приговоренных свозят в специальное учреждение, напоминающее большой санаторий - Комбинат. У каждого приговорённого есть приличная камера, похожая на номер в трехзвездочной гостинице, доступ в интернет и даже возможность заказать себе доставку еды или алкоголя. Есть и прилежащая территория, куда можно выходить на прогулку.
Точнее, куда ты обязан выходить на прогулку.
Каждый день после завтрака ты обязан выйти из камеры в парк. Путь на улицу один. Через коридор, под потолком которого висит пулемет. Пулемет настроен на рандом, каждый раз существует вероятность, что он выстрелит тебе в затылок, едва ты пересечешь красную линию. Какова эта вероятность, различается ли она для разных людей и вообще как часто в Комбинате обновляется состав приговорённых – не знает никто. Точнее, работники комбината, охранники и руководитель, скорее всего знают, но приговорённым не говорят.
Причем “не говорят”, не в стиле “не твоё дело”. Говорят очень вежливо, с извиняющимися улыбками. Оперируют фразами – “ну вы же понимаете” и "вы же умный человек".
В целом весь текст, стилизованный под киносценарий, напоминает неловкую речь очень вежливого человека, которого застали в какой-то глупой ситуации. И вот он вроде бы и пытается объясниться, но постоянно расшаркивается, вставляет слова паразиты, растягивает предложения, лишь бы оттянуть тот момент, когда он произнесет вслух те слова, которые не хочет говорить. Прячет за вежливостью эмоции, знает, что если не сдержится, перейдёт на отборнейший мат.
"Саша, привет!" - роман-эмоция. Сюрреалистичный мир скрупулёзно создан ради того, чтобы погрузить тебя в эту эмоцию, захватить внимание и заставить её пережить. Книга читается легко, состоит из большого количества диалогов и в целом проглатывается за 1-2 вечера.
И нет, главного героя зовут не Саша. Это имя пулемёта, подвешенного к потолку.
Именно к нему обращено приветствие. Ему каждое утро говорят:
«Саша, привет!»