В этой статье мы отправимся на одну из интереснейших улиц Москвы - Поварскую, чтобы на перекрестке со Скарятинским переулком найти очень живописный дом № 44/2 - особняк И. А. Миндовского.
И сегодня мы окунемся в мир истории этого особняка и узнаем, чем он так привлекателен с архитектурной точки зрения.
Если все готовы, наше путешествие начинается!
. . .
В наши дни Поварская улица соединяет Новый Арбат и Садовое кольцо, а исторически на этом месте проходила Волоцкая торговая дорога, которая шла от Кремля к Великому Новгороду.
Свое наименование улица получила в честь слободы, в которой проживали царские повара и обслуга государева Сытного двора.
К концу XVII – началу XVIII вв. на Поварской начали селиться семьи московской знати, улица постепенно стала превращаться в аристократический район, где одна за другой начали строиться великолепные усадьбы - князей П. М. Барятинского, Л. Б. Сибирского, И. М. Гагарина, И. А. Голицына, княгини Волконской, стольников Баскакова, Блудова, Трусова, Готовцева и др.
Литературные салоны в особняках на Поварской регулярно посещали известные публицисты и общественные деятели, поэты и писатели.
В конце XIX - начале XX вв. этот район полюбился представителям московского купечества, которые начали постепенно вытеснять разорявшихся аристократов, возводя на месте их обветшалых дворцов особняки в новомодном тогда стиле модерн.
. . .
Особняк под номером 44 по праву считается одним из красивейших сооружений столицы в стиле модерн. Он построен на месте бывшей усадьбы, которая в начале XIX в. принадлежала тайному советнику Даниле Григорьевичу Волчкову.
О нем писал историк московского быта начала XIX в. Николай Фёдорович Дубровин: "У Данилы Волчкова гости пировали постоянно, отчего дом его получил название поварского собрания. Обеды были самые изысканные и многоблюдные".
Имение Волчкова занимало территорию вдоль Поварской улицы между Скарятинским и Скатертным переулками. Главный дом ансамбля был каменным, оформленным в стиле классицизма. Из-за своего выразительного облика он был включен в "Архитектурные альбомы" Матвея Казакова, 13-томный сборник образцовых "партикулярных строений" допожарной Москвы. Что касается остальных строений - флигелей и служебных построек - они были деревянными.
История современного здания началась в 1903 г., когда Московское торгово-строительное акционерное общество Якова Рекка выкупило старую дворянскую усадьбу Волчкова.
Предприниматель, финансист, выходец из семьи потомков немецких колонистов Яков Андреевич Рекк учредил в 1899 г. Московское торгово-строительное акционерное общество с уставным капиталом в 1 млн рублей. Предприятие создавалось "для приобретения, постройки, перестройки и эксплуатации преимущественно в Москве и ее окрестностях домов с целью предоставления больших жизненных удобств, а также для производства всякого рода строительных материалов и торговли ими".
По сути, компания Рекка на выгодных условиях выкупала пустующие участки, ветшающие усадьбы, чтобы затем построить на их месте элегантные особняки и доходные дома по последнему слову архитектурной моды.
Участок Волчкова был разделен на два владения и отдан под новую застройку.
Все здания усадьбы были снесены, а на освободившихся участках по проектам Льва Николаевича Кекушева с 1903 по 1904 гг. выстроили два особняка для продажи, один из которых позднее приобрел купец Иван Миндовский.
Как и другие проекты общества, особняк создавался "под ключ" для дальнейшей перепродажи.
Нелишним будет отметить, что в те времена такое решение было весьма новаторским.
Архитектору Льву Кекушеву предоставили значительные средства на строительство, а также полную свободу в архитектурном плане. Именно поэтому особняк на углу Поварской и Скарятинского переулка считается одним их самых ярких произведений, созданных гением Кекушева.
В оформлении фасадов искусствоведы отмечают некоторое влияние франко-бельгийского ар нуво, однако в целом здание характеризуется как эталон московского модерна.
Особняк сочетает в себе все самые любимые архитектурные приемы Кекушева. Тут и "... асимметрия здания, цокольный этаж, отделанный каменной штукатуркой, расширяющий здание книзу, но не придающий ему тяжеловесность. Необычно закруглены стены с огромными в два этажа не повторяющимися по форме и рамам окнами, плавно изогнуты козырьки разноуровневой крыши. Высокий фронтон бокового фасада венчала статуя богини Авроры, рассыпающей цветы, у ног которой играли ангелочки. Она была утрачена во время Великой Отечественной войны, но на эскизах Мастера она хорошо видна.
Фасады дома, выходящие на Поварскую улицу и на Скатертный переулок, оформлены по-разному. Центральная деталь на фасаде на Поварской – большое трехчастное окно с балконом, решетка которого выполнена в виде листьев аканта колючего и маковых головок. Над аттиком – рельефное панно с фигурками ангелочков (путти), символизирующих искусства: один играет на дудочке, другой делает вазу, третий с циркулем – уж точно архитектор! На пилонах, обрамляющих чердачное окно бокового фасада, были установлены светильники в виде жаровен – тоже, увы, утраченные.
Внутри здание полукруглом опоясывал зимний сад, в большие окна которого были вставлены уникальные стекла с вытравленными кислотой рисунками, которые даже при скупом уличном освещении наполняли помещение золотистым светом. "
(отрывок из книги Соколовой Л.А. "Московский модерн в лицах и судьбах")
По бокам фасада со стороны Скарятинского переулка расположены два эркера, которые венчают женские головки Лорелеи - речной нимфы из германских народных легенд.
К северному фасаду ведут ворота со створками, выполненными в виде крыльев бабочек. А на столбах ворот расположены светильники в форме жуков-светлячков. Кроме того, на задний двор выходит витражное окно со стилизованным рыцарским гербом.
В единый ансамбль входят и дворовые постройки - флигель для прислуги и конюшни. Выход к ним был тематически оформлен: на фасаде расположена скульптурная голова лошади.
Каждый, кто интересовался творчеством Кекушева, знает, что свой авторский росчерк он традиционно оставлял то скульптурой льва, то львиной маской. В особняке на Поварской перила парадной трёхмаршевой лестницы украшены бронзовыми масками львов.
Внутреннее убранство особняка было оформлено в разных стилях, чтобы удовлетворить вкус будущего хозяина. На это оформление в смете были заложены значительные средства.
Витражи, живопись и лепнина украшали практически все помещения особняка. Камин был облицован ониксом, а двери - карельской березой. Интерьер украшали витражи, в том числе трёхметровые с жар-птицей и с древнегреческим богом животного мира Паном. Над трёхмаршевой лестницей расположен плафон с изображением сфинкса и сложным орнаментальным узором.
Удивительно, но большая часть декора сохранилась до настоящего времени.
. . .
Готовый особняк из-за оригинального декора и больших размеров получился очень дорогим, поэтому на протяжении почти пяти лет после окончания строительства здание не могли продать. Однако, владелец не собирался снижать его стоимость. Яков Рекк даже придумал интересный рекламный ход: были напечатаны открытки "Дом Я.А. Рекка на Поварской".
И только в 1909 г. особняк приобрёл потомственный купец Иван Александрович Миндовский, крупный текстильный фабрикант.
Он был выходцем из патриархальной семьи старообрядцев. Его дед в 1820 г. выкупил себя из крепостной зависимости, а затем в родной деревне Старая Гольчиха Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне Вичугский район Ивановской области) Иван Миндовский открыл красильню. Постепенно он приобщил к делу сыновей, дело стало семейным, стали открываться новые фабрики.
Так, в 1881 г. появилось "Товарищество на паях Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий" с фабриками в нескольких городах, в том числе и в Москве, куда вскоре перебралась вся семья.
Про Миндовских существует несколько противоречивых воспоминаний современников. Так, одни отзывались о них, как о больших тружениках и щедрых благотворителях, писали, что вся семья была очень дружной.
По другим воспоминаниям Иван Александрович был не только успешным купцом, но славился и своей прижимистостью, экономией на многих вещах. О нем сохранились мемуары, где говорится, что "... Все свои грузы он отдавал обществу "Самолет", выговорив себе бесплатный проезд на их пароходах, чем всегда и пользовался. Ни разу никто не заметил, чтобы он брал что-нибудь из буфета парохода, разве только кипяток, подаваемый задаром, имел всегда при себе мешочек с провизией".
Есть версия, что Миндовский послужил Чехову прототипом Лопахина в пьесе "Вишневый сад".
И, тем не менее, Миндовские много жертвовали в храмы Вичуги и Кинешмы, при их мануфактуре имелось начальное народное училище, церковно-приходская школа с одним классом, с библиотекой для детей и взрослых, а также больница с амбулаторией.
В 1912 г. купец скончался, а дом остался в наследство детям - Николаю, Ивану, Ираиде и Ольге.
. . .
Спустя пять лет, особняк был национализирован. По одним данным говорится, что в нём разместился госпиталь, по другим - клуб для рабочих.
В 1924 г. в здании разместилась Шведская миссия, а затем вплоть до 1970-х годов особняк являлся резиденцией посольства Швеции в СССР.
В 1972 г. здание заняло посольство Новой Зеландии, которое находится там и в наши дни, относясь довольно бережно к историческому строению.
В 1976 - 1980 гг. посол Джим Вейр пригласил финского архитектора Вихерхеймо для проведения ремонтных работ внутри здания.
В 1998 г. под руководством архитектора-реставратора Бориса Григорьевича Могинова впервые была проведена реставрация фасадов.
По воспоминаниям Могинова, "целый институт работал над восстановлением цвета", благодаря чему удалось выявить оригинальный серо-голубой оттенок особняка.
По словам Б. Могинова: "В парадном зале мы отреставрировали потолочный плафон с барельефом, витраж, колонны из искусственного мрамора с капителями, столярные заполнения оконных проемов, а также облицовку стен из керамической плитки в зимнем саду. Кроме того, удалось восстановить и основные несущие элементы парадной лестницы, лепные барельефы орлов в холле первого этажа, оконный витраж на площадке между этажами, балконные двери второго этажа северного фасада, уникальный радиатор 1903 года на площадке первого этажа хозяйственной лестницы и исторические осветительные приборы - люстры, бра, светильники и подсвечники-жирандоли - в тамбуре главного входа".
В 2003 г. по инициативе очередного посла (Уильяма Стюарта Прайора) в честь столетнего юбилея здания была выпущена книга "Особняк И. А. Миндовского" и проведен торжественный прием.
6 ноября 2005 г. в посольстве состоялся вечер памяти Льва Кекушева. К этому событию провели реставрацию витражей над главным входом.
За бережное отношение к историческому зданию представительство Новой Зеландии получило премию правительства Москвы "За уважение к культуре России".
В 2017 г. Департамент культурного наследия Москвы объявил о начале первой комплексной реставрации особняка, ведь с момента постройки в нем производили только точечный ремонт. Именно в ходе этих реставрационных работ были обнаружены элементы интерьера, считавшиеся утраченными, - майоликовые панно, четырёхметровый витраж с изображением Пана, а под натяжными потолками открылись лепнина и кессоны.
Также во время изучения архивных материалов удалось воссоздать скульптуру богини Авроры, опираясь на эскизы архитектора и исторические фотографии. Сначала реставраторы создали небольшой эскиз из пластилина, с которого лепили статую в натуральную величину. Затем её отшлифовали и покрыли патиной. Высота бронзовой скульптуры составляет почти три метра, ширина постамента — 1,5 метра, а вес всей композиции — 650 килограммов. Аврора представлена стоящей с палитрой и кистью в руках, а у ее ног сидят два путти: один читает книгу, а другой восторженно смотрит на саму Аврору. Она снова украсила особняк в августе 2018 г.
Реставрация здания завершилась в ноябре 2019 г., в том же году Особняк Миндовского был признан памятником архитектуры.
. . .
Вот и закончилось наше путешествие по истории особняка! Надеюсь, вам, мои дорогие читатели было так же познавательно, как и мне во время поиска материалов для этой статьи!
В следующий раз мы непременно отправимся куда-нибудь еще! Не прощаюсь с вами, а говорю - до новых встреч!
.
.
.
.
.
Дорогой друг! Если ты дочитал до конца и было интересно - не забудь поблагодарить автора лайком или обсудить тему в комментариях! А если разделяешь мою любовь к Москве,ее истории и прогулкам, тогда смелей подписывайся,посмотрим,сколько нас - влюблённых в Белокаменную и ... увидимся в Москве!