Как относиться к сплетням и негативным суждениям, с которыми каждый из нас рано или поздно может столкнуться?
О том, как выработать алгоритм реагирования на хейт, и на что в своем поведении стоит обратить особое внимание, рассказывает Юлия Корчагина-Озджан, ментор по личному бренду, эксперт по продажам, маркетолог.
Что такое хейт?
Слово пришло в наш язык из английского языка. «Hate» буквально переводится как «ненавидеть». Хейтеры — это люди, которым вы не нравитесь до такой степени, что они не сидят молча, а активно выражают свою позицию в ваших соцсетях.
Почему они это делают? Я бы сказала, что у людей может быть несколько мотивов для того, чтобы вылить на вас свой гнев. Первое - это ваш недовольный клиент. Человек чего-то ожидал от вас, вашей услуги или товара, и его ожидания не оправдались. И теперь он желает громко об этом сообщить. Второй вариант — человека что-то в вас сильно задевает. Например, у вас много денег и есть хорошая работа. А в нынешние времена, к сожалению, многих ранит уже то, что другой человек находится в безопасности и позволяет себе радоваться простым мелочам. Эти люди свои чувства тоже выплескивают в виде гневных комментариев или личных сообщений.
При этом глубинные причины у всех хейтеров примерно одинаковы. Человек не может справиться с негативными эмоциями. Он злится, испытывает острую несправедливость, ему больно и плохо. Все это очень неприятные чувства, в них никому не нравится находиться. И чтобы от них избавиться, человек проявляет агрессию в отношении субъекта своей ненависти.
Проще говоря, когда кто-то пишет вам «Вы дурак!», это потому, что ему очень плохо, и он хочет таким образом успокоиться и почувствовать себя чуть лучше.
Хейт не так прост, как кажется
Помните басню Крылова про слона и Моську? Слон идет и не замечает маленькую собачонку, которая заливается лаем у него под ногами. А Моська лает, чтобы другие собаки думали, какая она сильная. По факту она ничего слону сделать не может. Только пускает в глаза пыль, чтобы казаться больше и значительнее, чем есть на самом деле.
Зачем она это делает? Если копнуть поглубже, мы находим такой ответ: она хочет обеспечить собственную безопасность. Она боится других собак и пытается заранее произвести на них впечатление. Показать себя страшной и грозной собакой, которую лучше не трогать. За хейтом очень часто скрываются страх и сомнения.
Психолог Анастасия Яркина так объясняет действия этих людей:
Агрессия — злость, которую человек вымещает, когда у него есть какие-то свои внутренние страхи, недовольства, которые он каким-то другим более экологичным способом не может проявить. Я как психолог иногда хейтерам даже благодарна: они хотя бы так вымещают свою агрессию, не копят это в себе и не съедают себя изнутри.
В общем, если разобраться, хейтеры — чаще всего не очень счастливые люди. Если понять это, справляться с хейтом становится морально гораздо проще. Главное, чтобы у человека, на которого направлен хейт, были ресурсы выдержать этот поток агрессии и не пропустить в себя.
Спокойствие, только спокойствие
Самая выгодная позиция для общения с хейтерами — состояние покоя и принятия. Да, каждый человек имеет право на собственное мнение. Даже выраженное таким вот неэкологичным способом.
По факту ваш хейтер, скорее всего, когда-то получил опыт, и теперь смотрит на других с позиции «я это уже прошел». Что он хочет на самом деле? Он хочет признания. Чтобы его услышали, приняли, дали высказаться.
И я это воспринимаю таким образом: они говорят то, чего на самом деле нет, зачем мне продолжать с ними разговор. Весь хейт не стоит воспринимать лично. И это наиболее здоровая позиция. Все злобные комментарии, агрессия, тонны грязи — они не про вас. Они только подсвечивают личность того, кто это пишет.
А вот если хейтерские комментарии вызывают у вас обиду, злость, желание пойти поплакать или доказать всем, что вы не такая — это значит, что нужно поднимать свою самооценку.
Как реагировать на хейт?
Многие вам скажут, что на хейтеров не нужно обращать внимания. Просто блокируйте этих людей, убирайте из своего поля зрения. Это вполне годный вариант, но в целом с хейтерами можно и работать. Вообще, лучшая реакция — из состояния покоя поговорить с таким человеком. Потому что при правильном подходе хейтера можно «обратить» — и он из недовольного читателя может стать вашим преданным поклонником.
Читая агрессивный комментарий, вспоминайте, что за ним, скорее всего, стоит человек, который злится и боится одновременно. Ему плохо, и это состояние он пришел слить в ваш блог. Попробуйте задать ему один из следующих вопросов:
Что вы хотите этим сказать?
Этот вопрос возвращает человека к реальности. Он написал что-то сгоряча. Может, он даже не думал, что вы это прочитаете, а вы в ответ уточняете. Вы - человек, который готов спокойно пообщаться. Это отрезвляет, и, вполне возможно, хейтер изменит позицию и извинится.
Что конкретно вам не нравится?
Еще одна разновидность спокойной дискуссии. Если на ваши попытки вести диалог спокойно вы получаете еще больше негатива, просто блокируйте своего оппонента.
Правильно ли я понимаю, что…? (повторите его главный тезис)
Нередко после такого ответа человек по ту сторону экрана словно просыпается. Ой, что это я. Я правда это написал? Я такое имел в виду? Извините, я не подумал, я не хотел. И вот тут можно уже спокойно говорить дальше.
Любому эксперту и специалисту всегда выгодно иметь обратную связь, даже если она подается в агрессивной форме. Спросите человека, что он получил и чего ожидал. Это будет уже конструктивный диалог, который может быть полезен не только вам, но и другим вашим клиентам, которые его прочитают.
В общем, хейт — это не плохо. Во-первых, это показатель того, что вы движетесь в правильном направлении: становитесь успешнее, люди вас узнают, читают и составляют о вас какое-то мнение. Во-вторых, общение с хейтерами может дать вам новую информацию о себе, своих услугах или товарах. А в-третьих, правильный разговор (с позиции силы и покоя), попытка выяснить реальные потребности хейтера и предложить ему решение может привести к тому, что у вас появится еще один поддерживающий поклонник.
Фото: Adobe Stock