Мировоззрение можно представить как структуру представлений человека о предельных объектах бытия.
К ним можно отнести:
1. Абсолют, который можно понимать как безличное начало всего, первооснова, «архе» или личностный Бог. Абсолют всегда за пределами природы. Он метафизичен, хотя боги могут быть и «физичными», как боги олимпа, они просто бессмертны и более совершенны, чем люди. И такие имманентные, включенные в нее, природе боги могут восприниматься как абсолютное.
2. Природу, это вся природа, Вселенная. Объект всех естественных наук.
3. Человек или общество, совокупность всех людей. Вся культура и цивилизация.
4. Я – мое личностное самосознание, сознание себя своего. Это самый очевидный предельный объект бытия.
Соотношение этих объектов в представлении человека и есть мировоззрение.
У мировоззрения разные формы:
1. Мироощущение — это, по сути, чувственно-образные представления об отмеченных выше соотношениях, о происходящем в жизни. Такая форма присутствует у всех людей.
2. Мировосприятие — это эмоциональное восприятие предельных объектов бытия с включением их осмысления.
3. Миро представление-совокупность образов, пропущенных через призму разума. Именно в этой форме и возникает научное и философское мировоззрение.
Это классическое понимание форм мировоззрения, а по видам оно делится на:
1. Обыденное, которое формируется на основе личного жизненного опыта, личностных ценностей, житейского разума. Оно основано на мироощущении и мировосприятии.
2. Религиозное. Возникает из мифологического. В принципе различение первого и второго условно. Можно говорить о религиозно-мифологическом мировоззрении. Оно основано на мироощущении и мировосприятии с элементами миро представления.
3. Научное или научно-философское. Исток его в философии как рационально-аргументированном мировоззрении. Философия-мать всех наук, они отпочковываются от неё. Развитие наук влечет изменение мировоззренческих миро представлений, возникает научное мировоззрение, как философское осмысление результатов развития наук. Научно-философское мировоззрение возникает как отказ от религиозного мифа. Попытка ответа со стороны религии ведет к усложнению религиозно-философского мировоззрения, включению в него философской составляющей. Так возникает богословие. На уровне научно-философского мировоззрения философия уже не антитеза религиозно-мифологическому, оно выходи на новый уровень, и черпает основы в научном знании.
Ну, примерно так!
В следующей статье о первых философах, которые противопоставили себя классическому мифу.